Сергей Кузнецов счёл, что в Москве из "Мастера и Маргариты" жить нельзя

В Центре "Зотов" Денис Лищенко и Сергей Кузнецов обсудили образ Москвы в фильме "Мастер и Маргарита" и пришли к выводу, что в таком городе жить было бы невозможно
Сергей Кузнецов счёл, что в Москве из "Мастера и Маргариты" жить нельзя
Денис Лищенко, художник-постановщик фильма
Концепт к фильму "Мастер и Маргарита". Москва – утопия 1930-х.

Москва-утопия из фильма. 1930-е 

Создатели "Мастера и Маргариты" показали в фильме Москву, отличную от той, какую Михаил Булгаков описал в романе.

К примеру, Лиходеев, директор театра, и Берлиоз, председатель правления Московской ассоциации литераторов, живут в нехорошей квартире не на Большой Садовой, как в романе, а в Лаврушинском переулке. Мастер творит в деревянном домике не в Мансуровском переулке, а в особнячке в переулках Арбата, одиноко ютившемся среди многоэтажных домов. И Маргариту он встречает не в Большом Гнездниковском переулке, как считают многие исследователи творчества писателя, а во время первомайской демонстрации на Тверском бульваре. 

Но всё это было сделано специально. Как рассказал Metro художник-постановщик фильма Денис Лищенко – это лишь фильм по роману, и, создавая декорации, он следовал за сценарием. Прежде всего была задача – максимально погрузить зрителя в историю и передать образ Москвы, самостоятельного персонажа, олицетворяющего власть и систему, наиболее полно. 

Концепт к фильму "Мастер и Маргарита". Москва – утопия 1930-х.
Денис Лищенко, художник-постановщик фильма
Концепт к фильму "Мастер и Маргарита". Москва – утопия 1930-х.

– По сценарию у Мастера разворачивается альтернативная реальность, в которой появляется Воланд со своей свитой, ему любопытно узнать, что за новый мир здесь строят, и в нашем фильме как раз визуализирована Москва в фантазиях писателя и та, которая была в планах советских архитекторов, – рассказывает Денис. – Готовясь к фильму, я решил, что ключевым для декораций станет архитектура постконструктивизма, стиля, который существовал в первую пятилетку 1930-х, и Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года. Москва должна была перестроиться Сталиным в мощный город, как показано в фильме.

Концепт к фильму "Мастер и Маргарита". Москва – утопия 1930-х.
Денис Лищенко, художник-постановщик фильма
Концепт к фильму "Мастер и Маргарита". Москва – утопия 1930-х.

Москва, созданная художниками фильма, угнетает своей грандиозностью, в ней нет ничего человеческого, ничего личного. Огромные здания, на фоне которых человек кажется маленькой букашкой, широкие площади и проспекты, среди которых прячутся редкие зелёные островки-скверы, снуют одинаковые автомобили и вальяжно плывут по небу дирижабли-киты. 

– Этот город – утопия, которую Денис создал, чтобы погрузить зрителя в образный строй фильма и раскрыть характеры персонажей, – говорит Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы. – И это ему удалось. Но это не тот город, в котором бы хотелось жить, мечтать, воспитывать детей и развиваться. Архитектура того времени совершенно не ориентирована на человека. 

Концепт к фильму "Мастер и Маргарита". Москва – утопия 1930-х.
Денис Лищенко, художник-постановщик фильма
Концепт к фильму "Мастер и Маргарита". Москва – утопия 1930-х.

Москва в фильме – это гигант, олицетворяющий мир в период перемен: перекопанная и изменённая до неузнаваемости людьми, которые заняты строительством общего прекрасного коммунистического будущего, нового мира, в котором к 2022 году все государства станут социалистическими республиками. А Мастер не готов принимать мир обезличенный, где общественное пространство важнее личного, где отрицаются интересы и свободы человека.

– Оказывается, строящееся светлое будущее, возможно, не является столь позитивным, каким оно задумывалось, – говорит Денис. – Огромные здания начинают давить на людей и широкие проспекты – не самые лучшие места для первой влюблённости и переживания светлых чувств. А вообще, в этом мире чувства существуют?

Концепт к фильму "Мастер и Маргарита". Москва – утопия 1930-х.
Денис Лищенко, художник-постановщик фильма
Концепт к фильму "Мастер и Маргарита". Москва – утопия 1930-х.

И вот Маргарита, красивая и обнажённая, в блестящей, будто в светлячках, накидке взлетает над ночной Москвой 1930-х, пролетает Дом Драмлита в Лаврушинском, проносится над Москвой-рекой, оставляя за спиной красные звёзды Кремля, и поднимается к самому высокому зданию города – Дворцу Советов, облетает огромную каменную скульптуру Ленина и несётся прочь – дальше от города, который стёр, как машина, измельчающая камни, её любимого. 

Москва реальная. 1930-е 

– Была ли Москва такая, как в этом фильме? Нет! Вы знаете, какой реально она была в тот период? – обращается к аудитории Сергей Кузнецов. – В фильме Москва 1930-х показана ещё суперкомплиментарно. Был город, где отопление преимущественно печное, к водопроводу подключено процентов 30 домов, к канализации – 15%. Представьте город, где есть огороды и ещё нет системы очистки воды. В тот период перед городом стояли другие задачи, нежели строительство самых высоких зданий мира. Москва, по-честному, была чудовищным местом для жизни. И сейчас мы прошли большой путь – и поэтому сегодняшняя Москва стала местом, столь прекрасным! Могла бы она стать такой, как показана в фильме? Неизвестно, как сложилось, если бы не случилась война.

Концепт к фильму "Мастер и Маргарита". Москва – утопия 1930-х.
Денис Лищенко, художник-постановщик фильма
Концепт к фильму "Мастер и Маргарита". Москва – утопия 1930-х.

В 1935 году в утверждённом Генеральном плане было много утопических проектов, которые так и остались на бумаге. А вот строительство Дворца Советов, ступенчатого 415-метрового здания для заседаний Верховного Совета с 80-метровой фигурой Ленина, действительно начали. Это была бы самая высокая постройка в мире. Для этого в декабре 1931 года взорвали храм Христа Спасителя. 

– К 1941 году со стороны улицы Волхонки каркас центральной части возвели до высоты девятиэтажного здания, но в планы вмешалась война, стройка остановилась, каркас стали разбирать и использовать для военных нужд, – рассказывает Кузнецов. – Хрущёв не сразу стал стройку разбирать, думали, как переделать, даже хотели построить его в другом месте. Но в итоге разобрали и сделали бассейн "Москва", а в 1996 году вернули храм Христа Спасителя. Также планировалось строительство 20 высоток. Хотели построить даже высотку на Лубянке, где сейчас здание Наутилуса, на Таганке, на площади у Никитских, где венчался Пушкин с Гончаровой, все адреса сейчас не вспомню. Хотели, чтобы они окружали Москву. Для их строительства из Америки специально пригласили Олтаржевского, специалиста по высотному строительству. Это триумфальный послевоенный стиль и редкое свидетельство пожеланий Сталина в архитектуре. Он высказывался о том, что они нужны, а до этого о своих архитектурных предпочтениях не говорил.

Концепт к фильму "Мастер и Маргарита". Москва – утопия 1930-х.
Денис Лищенко, художник-постановщик фильма
Концепт к фильму "Мастер и Маргарита". Москва – утопия 1930-х.

Москва реальная. Наши дни

По словам главного архитектора Москвы, столица – столь многослойный и суперинтересный город, что для него существовало множество сценариев, отражающих то, как город мог бы развиваться.  

– Некоторые из сценариев реализованы частично, поэтому сегодня столица прекрасна своими слоями, которые считываются, – объясняет Кузнецов. – А создатели в "Мастере и Маргарите" придумали свой слой Москвы. Мы часто опираемся на знания прошлого, создавая проекты будущего, потому что архитектура невозможна вне социального контекста. Например, парк "Зарядье" – яркий пример слоя современного. Неформальный и ориентированный на человека, он перекликается с Венецией, потому что Москва, как и итальянский город, окружена реками. Мост в "Зарядье" стал признанным символом. В Москве "Мастера и Маргариты" просто невозможно находиться, а в современной Москве-2024 хочется жить и любить!

Наша задача – архитектура, которая имела бы свою узнаваемость и идентичность. И сегодня мы создаём новую идентичность. Она – в непохожести. Храм Василия Блаженного, Эйфелева башня, Исаакиевский собор – все они были не похожи на архитектурное окружение.
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
Проекты в стиле постконструктивизм, созданные советскими архитекторами в 1930-х. Ими вдохновлялся Денис, создавая образ Москвы в фильме.
Денис Лищенко, художник-постановщик фильма
Здание Наркомата Тяжелой Промышленности. Архитектор Аркадий Мордвинов. Проект в стиле постконструтивизм, 1930-е.
Денис Лищенко, художник-постановщик фильма
Конкурсный проект здания Наркомтяжпрома Перспектива от Красной площади. Архитекторы: И. А. Фомин, П. В. Абросимов, М. А. Минкус, 1934 г.
Денис Лищенко, художник-постановщик фильма
Здание Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, которое предполагалось возвести на Красной площади на месте Верхних торговых рядов. Проект архитектора Ивана Леонидова, 1930-е
Денис Лищенко, художник-постановщик фильма
Проект Дворца Советов. Главный фасад. Архитекторы: Б. М. Иофан, В. Н. Насонов, В. Г. Гельфрейх, В. В. Пелевин, 1930-е гг.
Денис Лищенко, художник-постановщик фильма
Конкурсный проект здания Наркомтяжпрома, арка въезда Архитекторы: И. А. Фомин, П. В. Абросимов, М. А. Минкус, 1934 г.
Денис Лищенко, художник-постановщик фильма
Конкурсный проект здания Наркомтяжпрома на Красной площади Архитекторы: В. А и А. А. Веснины. 1934 г.
Денис Лищенко, художник-постановщик фильма
Конкурсный проект здания Наркомтяжпрома на Красной площади. Архитекторы:  В.А. и А.А. Веснины, С.В. Лященко, 1930-е.
Денис Лищенко, художник-постановщик фильма
Конкурсный проект здания Наркомтяжпрома, арка въезда Архитекторы: И. А. Фомин, П. В. Абросимов, М. А. Минкус, 1934 г.
Денис Лищенко, художник-постановщик фильма
Проекты в стиле постконструктивизм, созданные советскими архитекторами в 1930-х. Ими вдохновлялся Денис, создавая образ Москвы в фильме. 1/9