Георгия Крутикова можно смело назвать дитём своего времени. В 1928 году он заканчивал учёбу в ВХУТЕМАСе, учебное заведение, предшественник МАРХИ. Страну захватило авангардное течение, и в советской архитектуре, которая только вставала на ноги, преобладали идеи фантастические.
![Архитектор станции "Парк Культуры" Крутиков спроектировал "Летающий город"](https://static.gazetametro.ru/media/20240405190416/68a5ba77-c813-4fed-b982-0bd7e39c5298.jpg)
Юным архитекторам казалось, что реализовать можно самые необычные идеи, если не сейчас, то через пару десятилетий точно. Небо, как неопознанное пространство (а за ним – и космос), пленило многих деятелей искусства.
Надо сказать, что самые фантастические проекты в ВХУТЕМАСе приветствовались. Преподаватели, прогрессивные люди того времени, даже специально задавали студентам задания малореализуемые. Главным для них было научить студентов мыслить по-новому, масштабно, нестандартно.
Крутиков называл свой проект "городом будущего" и представил его на защите диплома.
![Перспектива "Летающего города", экскиз Георгия Крутикова.](https://static.gazetametro.ru/media/20240405190420/e9c67751-189f-4586-9807-20c16cf6a86f.jpg)
– Проект амбициозный, и абсолютно в духе своего времени, – рассказывает Metro Варвара Алешина, руководитель отдела популяризации архитектуры Музея архитектуры им. А.В. Щусева. – Он пронизан оптимизмом, свойственном 1920-м годам XX века, наполнен мечтаниями о том, как в недалёком будуюшем мир переменится абсолютно, станут иными города и сам уклад жизни.
Во время подготовки к дипломной работе Крутиков провёл большие исследования. Его полностью поглощала идея динамики и движения. Он зарисовывал как ездят машины, бегут лошади, двигаются рыбы, морские коньки, как падают капли. Так у него родилась идея летящего архитектурного живого комплекса.
– Крутикова очень волновала идея перенаселения земли. Был известный путь – застраивать территорию многоэтажками, но он искал другое решение, – рассказывает Варвара. – Он решил, а почему не построить архитектурный ярус над землей? Пришло время осваивать околоземное пространство: построить воздушный город, в котором комфортно станет жить всем советским гражданам. Считал, что каждое развитое общество отличается типом своих городов: капиталисты стали строить города с прямоугольными домами и ровным улицами, а коммунистам нужно возвести город, парящий в стратосфере Земли.
Юный архитектор разделил пространство на две зоны: производственная – фабрики и заводы остались на земле, а жилая парила бы в воздухе.
– Чертежи "Летающего города" эстетически прекрасны, мы называем город "воланчиком" или перевёрнутой медузой, – говорит Варвара. – Внутри – квартиры коммунального типа с микроскопическими комнатками, квартиры-ячейки, в которых минимум необходимого: кровать, тумбочка, а кухни могло и не быть. В летающем доме человек будет проводить минимум времени, а большую часть жизни – на заводах, в клубах. Питаться в фабричных столовых. Общественных пространств для летающего города либо не придумано, либо листы не сохранились. Даже транспорт продумал, на котором жители начнут перемещаться по городу или спускаться на землю – специальные капсулы, которые могли передвигаться по воздуху, воде и земле.
![Капсула, на которой жители парящего города, должны были спускаться на землю.](https://static.gazetametro.ru/media/20240405190416/b40afa704b50e0daf53ca6463210a0bdb78000363a7c04f6b54f98318b19a719.jpg)
Георгия Крутикова называли мечтателем и "советским Жюлем Верном". По словам Варвары, "Летающий город" так и остался самым ярким проектом архитектора.
О его жизни после защиты диплома сведений осталось немного. Известно лишь, что он много занимался теорией архитектуры, входил в 20-30-е годы в ассоциацию новых архитекторов "Аснова", участвовал в конкурсах, в том числе, на памятник Христофору Колумбу.
Он спроектировал станцию метро "Парк Культуры", яро выступал против сноса зданий и помог спасти от разрушения не одну церковь в период борьбы государства с религией. Но города он больше не планировал.
Его город над Землёй так и остался в истории мировой архитектуры эскизом на бумаге.