За последние 30 лет доля россиян, которые хотят отправить своих отпрысков учиться за рубеж, существенно снизилась, свидетельствуют результаты телефонного опроса 1600 совершеннолетних Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Только 20% наших соотечественников хотят, чтобы их потомки – внуки и дети – строили карьеру или получали образование за границей. Так, по сравнению с 1993 годом доля желающих для своих детей и внуков заграничного образования снизилась на 33 процентных пункта, а доля тех, кто хотел бы, чтобы их потомки работали не в России , упала на 22 процентных пункта.
Во ВЦИОМ предполагают, что мировые – финансовый, экономический и политический – кризисы способствуют тому, чтобы наши соотечественники связывали будущее своих детей и внуков именно с Россией. Причём чем россияне старше, тем больше вероятности, что они выступят против "бусурманского" будущего своих отпрысков.
Кто ещё не хочет, чтобы их дети и внуки учились и работали "за бугром"? Во-первых, это активные телезрители. Во-вторых, селяне. В-третьих, наши соотечественники, которые окончили техникумы.
Однако каждый второй (51%) представитель молодёжи до 24 лет и каждый третий (31%) представитель поколения от 25 до 34 лет хотели бы учиться не в России. Примерно такие же показатели по представителям молодого поколения, желающим работать на чужбине.
Кстати, сильнее всего хочет заграничного будущего для своих детей каждый третий житель Москвы, Санкт-Петербурга, городов-миллионников с плохим или очень плохим материальным достатком.
Как рассказала Metro эксперт в сфере зарубежного образования Ольга Николаева, в 1998-м, 1999-м и "нулевые" годы был рассвет бизнеса детского и молодёжного обучения за рубежом.
– Сектор развивался до пандемии. Был спрос и на летние языковые лагеря для детей, и на годовое обучение. Но всё закончилось пандемией. Два года не было физической возможности выехать. Теперь поменялись ментальность людей и их взгляды на Запад. Те же Борис Джонсон и Лиз Трасс (бывшие премьер-министры Великобритании. – Прим. ред.), окончившие Итон-колледж и Мертон-колледж (школа Оксфордского университета. – Прим. ред.) обнаружили незнание географии. Кроме того, по своему опыту не могу сказать, что после образования в Англии, в том числе и высшего, россияне достигают больших высот, – говорит собеседница.
В 1993 году россияне вообще имели смутное представление о том, что такое Запад, вспоминает директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова.
– Было много стереотипов, при этом наша страна находилась в глубокой трансформации: прежние институты рухнули или рушились, а новые ещё не появились. За 30 лет опыт взаимодействия с зарубежными странами накопился, многое стало яснее, образовательная инфраструктура в нашей стране развилась и не разочаровала, раз уж ВЦИОМ наблюдает такое снижение доли желающих отправлять своих детей учиться за границей, – резюмирует социолог.