100 лет Льву Бородулину: как увлечение спортом и образование помогли создать фотошедевры

3 августа в Еврейском музее и центре толерантности откроется выставка "Лев Бородулин. Предугадать момент", посвящённая жизни и творчеству легендарного спортивного фотографа и приуроченная к 100-летию со дня его рождения.

– Это выставка-биография, – рассказала Metro её куратор Мария Гадас. – Мы отобразили полный путь фотографа – от ранних работ и формирования авторского языка до хрестоматийных спортивных фотографий и документальных снимков, созданных после переезда в Израиль.

Один из разделов выставки посвятили уникальной коллекции Бородулина – он собрал одну из крупнейших частных подборок советской фотографии, в которой можно найти снимки Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Евгения Халдея и других легендарных мастеров.

– Мастерство Льва Бородулина особенно ярко проявилось именно в спортивной фотографии. Он умел поймать острый, яркий момент вне зависимости от того, какие соревнования и по какому виду спорта он снимал, – говорит куратор. – У него было художественное образование, что для фотографов совсем не обязательно и редкость. К фотографии Бородулин подходил как художник – со всеми требованиями, которые искусство предъявляет к изображению, в том числе и с точки зрения композиционного построения снимков.

Metro вместе с Марией Гадас выбрали несколько работ мастера, раскрывающих его стиль и подход к фотосъёмке.

"Легендарный  снимок "С вышки!" (1960) – это фотография сделана во время Олимпиады в Риме. Она украсила обложку "Огонька" и была раскритикована за бессодержательность  советской цензурой, а сейчас считается классикой спортивной фотографии", – рассказывает Мария Гадас.
Лев Бородулин / Предоставлено организаторами выставки
"Легендарный снимок "С вышки!" (1960) – это фотография сделана во время Олимпиады в Риме. Она украсила обложку "Огонька" и была раскритикована за бессодержательность советской цензурой, а сейчас считается классикой спортивной фотографии", – рассказывает Мария Гадас.
"Водный фестиваль". Москва. 1959. "Бородулин  говорил, что нужно знать спорт, чтобы понимать, когда может случиться лучший для съёмки момент, – говорит куратор выставки. – Этот снимок – прекрасный образец такого знания и мастерства фотографа одновременно".
Лев Бородулин / Предоставлено организаторами выставки
"Водный фестиваль". Москва. 1959. "Бородулин говорил, что нужно знать спорт, чтобы понимать, когда может случиться лучший для съёмки момент, – говорит куратор выставки. – Этот снимок – прекрасный образец такого знания и мастерства фотографа одновременно".
"Баскетбольный балет". 1960-е. Лев Бородулин сам был спортсменом, играл в баскетбол и даже выступал за сборную Москвы.  Он говорил, что наверное, с этого и началась его любовь к спортивной фотографии.
Лев Бородулин / Предоставлено организаторами выставки
"Баскетбольный балет". 1960-е. Лев Бородулин сам был спортсменом, играл в баскетбол и даже выступал за сборную Москвы. Он говорил, что наверное, с этого и началась его любовь к спортивной фотографии.
"Эстафета", 1960-е. Как отмечает наша собеседница, снимок – прекрасный образец ощущения Бородулиным графической структуры  листа: "Чёрно-белая графика" – так можно охарактеризовать многие снимки  Бородулина".
Лев Бородулин / Предоставлено организаторами выставки
"Эстафета", 1960-е. Как отмечает наша собеседница, снимок – прекрасный образец ощущения Бородулиным графической структуры листа: "Чёрно-белая графика" – так можно охарактеризовать многие снимки Бородулина".
"А судьи кто?" Москва, 1960. Лев Бородулин говорил, что спортивная фотография защищала его от идеологии и политики. Но иногда приходилось снимать и спортивных чиновников.
Лев Бородулин / Предоставлено организаторами выставки
"А судьи кто?" Москва, 1960. Лев Бородулин говорил, что спортивная фотография защищала его от идеологии и политики. Но иногда приходилось снимать и спортивных чиновников.
"Гимнастический круг". 1969. Бородулин стал первым фотографом в СССР, который стал снимать, используя объектив "рыбий глаз" (fish eye). С помощью этого объектива на свет появились снимки "Мы играем в волейбол" и "Гимнастический круг".
Лев Бородулин / Предоставлено организаторами выставки
"Гимнастический круг". 1969. Бородулин стал первым фотографом в СССР, который стал снимать, используя объектив "рыбий глаз" (fish eye). С помощью этого объектива на свет появились снимки "Мы играем в волейбол" и "Гимнастический круг".