
В просторных залах фонда статуи из гипса, чугуна и тёмного дерева кебрачо – любимого материала Степана Эрьзи – научный руководитель и эксперт выставки Елена Бутрова говорит, что любовь к деревянной скульптуре Эрьзе привил его наставник и друг Сергей Конёнков. Когда-то Степан рассматривал скульптуры в мастерской Конёнкова, а затем вдохновился и сам. Сейчас в Международном фонде искусств проходит выставка работ Эрьзи.
Некоторые из них в 20-е годы видел Есенин и был заворожён их пластикой. Особенно нравились ему скульптуры женщин. Они дружили втроём – Эрьзя, Конёнков и Есенин, – рассказывает Елена Бутрова.

Эрьзя, как и Есенин, всегда был в центре внимания у дам, заводил романы с натурщицами и роковыми красавицами. Одной из них стала ученица Степана – Елена Мроз. Она вела дневниковые записи, благодаря которым стали известны некоторые эпизоды из последнего года жизни Есенина. Бутрова изучила эти дневники в архиве.
– В роковой для поэта 1925 год он приехал в Баку в поисках вдохновения. Это было летом. Встретился там с Эрьзей, – делится Елена Бутрова. – Они стали ходить друг к другу в гости. Елена Мроз, муза Степана, тоже присутствовала на встречах.
Сергей Есенин как-то пожаловался другу, что некоторое время назад подборку его стихов публиковала местная газета "Бакинский рабочий", однако редактор Пётр Чагин, даже будучи приятелем поэта, не выплатил ему причитающийся гонорар и всякий раз говорил, что денег нет, хотя прошло уже несколько месяцев.
– Тогда Степан Дмитриевич предложил Есенину взять гармошку и шапку, и они отправились под окна редакции – танцевать вприсядку и голосить частушки. Эрьзя принялся зазывать народ и собирать деньги в шапку – поэту на пропитание.
Эта история привлекла всех любопытных, которые и денег дали прилично, и стали настоящей "группой поддержки" для Есенина.
Чагина буквально взяли измором. Уже минут через пятнадцать громкого пения и смеха он с багровым лицом выскочил из редакции и отдал весь гонорар поэту!

По словам Елены Бутровой, Есенин любил бывать в мастерской у Эрьзи, но терпеть не мог, когда тот уговаривал его читать стихи перед знакомыми, которых порой собиралось немало.
– Злился и говорил, что нет вдохновения. Ему нравилось слушать, как другие читают его стихи. Он словно со стороны смотрел на своё творчество. Елена Мроз вспоминала в одной из дневниковых записей о том, что Есенин с огромным удовольствием играл на балалайке, приходил прямо с ней в мастерскую. Любил слушать, как Эрьзя поёт за работой – у него был красивый голос. Сергей Александрович в такие минуты становился задумчивым...
