
Пушкин на Сенатской площади
Как известно, Пушкин непосредственно участвовал в событиях на Сенатской площади. Правда, это был не Александр Сергеевич, а его младший брат Лёвушка – Лев Сергеевич Пушкин, которому тогда было 20 лет.
Там, на площади, он встретил своего бывшего учителя по благородному пансиону при Петербургском университете, поэта Вильгельма Кюхельбекера, который дал ему отобранный у одного из жандармов палаш. При этом никакого уголовного дела против Льва Пушкина возбуждено не было, хотя один из декабристов, Михаил Глебов, за это же самое деяние был приговорён к 10 годам каторги и лишен дворянства.
В этом была задумка недавно ставшего императором Николая I – использовать факт помилования для успешных переговоров с поэтом.
Пушкин как "околодекабрист"
До Южной ссылки Пушкин был "околодекабристом". Он вращался в тех же "революционных" кругах, участвовал в вольном обществе "Зелёная лампа", которое должно было заниматься "литературной пропагандой" движения. Пушкин знал несколько больше, чем мы себе представляем: визит к нему в Михайловское в январе 1825 года лучшего друга Ивана Пущина, участника движения декабристов, был вовсе не случаен.
В ссылке в Кишинёве Пушкин продолжил близко общаться с декабристами. Там было создано мощное тайное общество во главе с генералом Михаилом Орловым. Известно, что Пушкин предупредил о подозрении властей в отношении декабриста Владимира Раевского – и тот успел сжечь наиболее компрометирующие его бумаги. Но в период, когда потом Пушкин был принят на госслужбу и работал в архивах, исследуя бунт Пугачёва, Александр Сергеевич из "певца свободы" превратился в "певца империи".
При этом личные симпатии к декабристам он сохранил: здесь и известное стихотворение "Во глубине сибирских руд", и эпизод случайной встречи и объятий с декабристом Кюхельбекером на почтовой станции, когда его перевозили из крепости в крепость, и задумка включить в круг декабристов Евгения Онегина.
Профиль декабристов нарисовал англичанин
Портрет с профилем казнённых декабристов: Павла Пестеля, Кондратия Рылеева, Сергея Муравьева-Апостола, Михаила Бестужева-Рюмина и Петра Каховского, был заказан Герценом для альманаха "Полярная звезда", который выпускали будущие декабристы Рылеев и Александр Бестужев в 1823 году. Когда Герцен в Лондоне в 1855 году восстановил "Полярную звезду", он заказал пять профилей декабристов английскому гравёру Уильяму Джеймсу Линтону. Художник придал декабристам античные черты, и они были не совсем похожи на себя, но стали "логотипом" декабристского движения на многие времена.
У Каховского были проблемы с психикой
В военно-историческом архиве есть один медицинский документ, составленный за 4 года до событий на Сенатской площади. Там написано, что Каховский страдал "нервической горячкой". Его нельзя назвать сумасшедшим, он был человеком весьма неглупым, но у него были проблемы с психическим здоровьем.
Сначала ему была поручена роль убийцы Николая Первого, но в последний момент он отказался и выстрелил в генерала Михаила Милорадовича. Это был напрасный выстрел, так как генерал был из тех, кого декабристы рассматривали как одну из потенциальных фигур во временном правительстве. При этом Милорадович считался вполне либерально ориентированным военным, его адъютантом был известный поэт-декабрист Фёдор Глинка.
Однако командующий гвардией, выгораживая самого себя и пытаясь уговорить солдат вернуться в казармы, мог всё сорвать – и Каховский не пощадил его.
Жёны декабристов: не все поехали в Сибирь
Выражение "жёны декабристов" стало брендом. Можно вспомнить и поэму "Русские женщины" Николая Некрасова, где он воспел Марию Волконскую и Екатерину Трубецкую, и роман Александра Дюма "Учитель фехтования". Но случай каждой женщины был индивидуальным – не всем разрешили поехать. Некоторым власти ставили условие – оставить детей, и не все оказались к этому готовы. Например, декабрист Иван Якушин запретил жене ехать к небу в Сибирь без детей, считая, что те не могут остаться без матери.
Декабристы могли победить и большевиков
Если бы замыслы декабристов были воплощены, то появилось бы "временное правление". В его состав хотели включить знаменитого реформатора Михаила Сперанского, генералов Алексея Ермолова и Павла Киселёва, который впоследствии осуществил реформу государственных крестьян, генералов-декабристов Михаила Фонвизина (племянника драматурга) и Михаила Орлова, принимавшего капитуляцию Парижа. Киселёв был очень близок к декабристам и, будучи начальником штаба 2-й армии, был постоянным собеседником Павла Пестеля. Именно ему Пестель зачитывал свои идеи, когда работал над проектом "Русской правды".
Возможно, получилось бы реформаторское правительство с сильными и харизматичными фигурами, которые могли бы произвести необходимые реформы, осуществить отмену крепостного права на 30 лет раньше, создать Госдуму на 80 лет раньше.
Страна могла пойти по-другому пути – вряд ли появились бы большевики.
Николай Первый называл "друзьями"
Наказания для декабристов были разными. Пятерых казнили. Для других сроки постоянно уменьшались – кому-то разрешено было переехать на Кавказ, где они воевали и становились офицерами. Были и те, чьи судьбы сложились трагически. Например, декабрист Михаил Лунин продолжал на каторге писать антиправительственные памфлеты. Он погиб в тюрьме в 1845 году. Конечно, у Николая было и личное отношение ко многим из декабристов, и иногда он в частных беседах, с присущей ему иронией, называл их "мои друзья 14 декабря", хотя официально они именовались "государственными преступниками".
В СССР декабристов любили, но это не точно
В CCCР и в нынешней России был разный взгляд на декабристов. Если говорить о советском времени, то к декабристам относились неплохо. Были и книги, и музеи, и фильм "Звезда пленительного счастья". Но в Ленинграде, где происходили основные события, музея, посвящённого тем событиям, не было. При этом вопрос о его создании поднимался с 1917 года, когда первое общество памяти декабристов было создано тогдашними знаменитостями – Максимом Горьким и Верой Фигнер. Однако ни при советской власти, ни уже в новой России музея декабристов в Петербурге не появилось. В Москве был музей, и он действовал как филиал Исторического музея, но сейчас его тоже нет. Правда, сохраняются музеи декабристов в Сибири.
