5 нешаблонных фильмов о супергероях – фантастика для тех, кто не скучает по голливудским блокбастерам

В некоторых супергеройских фильмах важны не спецэффекты и звёзды, а психологическая достоверность и необычная идея
5 нешаблонных фильмов о супергероях – фантастика для тех, кто не скучает по голливудским блокбастерам
WDSSPR
Кадр из фильма “Гори, гори ясно”.

В прокат выходит итальянская супергеройская фантастика “Отчаянные мстители”, где цирковые фрики со сверхспособностями побеждают нацистов. Этот мрачный и эксцентричный фильм напомнил нам о другом супергеройском кино, которое не похоже на стандартные боевики по комиксам. 

Неуязвимый (2000)

На охраннике со стадиона (Брюс Уиллис) после крушения поезда не остаётся ни царапины. Страдающий редким заболеванием, при котором кости становятся хрупкими, как стекло, владелец галереи комиксов (Сэмюэл Л. Джексон) пытается убедить его, что он супергерой, обладающий способностями, о которых не подозревал.

Вышедший задолго до супергеройского бума фильм М. Найта Шьямалана стал одной из первых попыток деконструировать комиксных героев, сняв с них трико и ореол психологической неуязвимости. Крепкий орешек на удивление убедителен в роли обычного мужика, которому сверхспособности – как третья нога. Только жизнь портят.

Хроника (2012)

Трое подростков залезают в яму с чем-то инопланетным и обретают суперсилу. Сначала они валяют дурака, потом шутки становятся всё менее безобидными. Эндрю (Дэйн ДеХаан), чья мама умирает от рака, а абьюзивный отец срывает на нём зло, идёт в полный разнос.

Идею о том, что подростки, получив сверхспособности, будут вести себя вовсе не как паинька Человек-паук, обыграли раньше, чем в “Хронике”: в чёрном бриткоме “Отбросы”. Но заслуга режиссёра Джоша Транка, который снял “Хронику” по собственному сценарию всего в 26 лет, в том, что никогда ни до, ни после его фильма сверхъестественное не выглядело на экране настолько достоверно. Отчасти за счёт псевдодокументального жанра, отчасти потому, что у нас не возникает даже тени сомнений: в реальности супер-тинейджеры начали бы творить именно такой разрушительный беспредел.

Логан (2017)

В мире, где перестали рождаться мутанты, постаревший Логан (Хью Джекман) запойно пьёт и заботится о совсем дряхлом Ксавье (Патрик Стюарт), чья телепатия в возрасте Альцгеймера стала оружием массового поражения, которое старик не контролирует. Однажды на голову давно на всё плюющему Логану сваливается девочка (Дафни Кин) с когтями, как у самого Логана. За ней охотятся очень плохие парни.

Из стерильной франшизы “Люди Икс”, которая никогда не отдавала должное брутальности комиксного Росомахи, режиссёр Джеймс Мэнголд сделал кровавый и бескомпромиссно мрачный, при этом трогательный до слёз фильм о старости. По жанру это неовестерн, роуд-муви – что угодно, только не развлекательный комиксоид.

Иные (2018)

Маленькую Хлою (Лекси Колкер), видимо, не очень нормальный отец (Эмиль Хирш) не выпускает из дома. А девочке хочется с кем-то дружить или хотя бы гулять. Когда она решается ослушаться папу и выходит наружу, её увозит старый мороженщик (Брюс Дерн), давно карауливший девочку у дома. Малышка впервые видит окружающий мир. В городе повсюду висят плакаты с людьми, у которых из глаз течёт кровь. 

Умнейшая канадская фантастика на протяжении скромного хронометража (чуть больше полутора часов) совершает несколько сюжетных твистов, каждый из которых ведёт в разный жанр. От параноидального триллера, через жестокий по-корейски боевик к единственной пока социальной фантастике, авторы которой не пропевают гимн инаковости, а пытаются понять: а почему вообще люди боятся иных?

Гори, гори ясно (2020)

В американской глубинке бездетная пара мечтает о ребёнке. Однажды с неба падает космическая капсула с младенцем. Подросший мальчик (Джексон А. Данн) учится на отлично, влюбляется в девочку, защищает её от хулиганов, словом, не сын, а дар божий. Самозабвенно любящая мама (Элизабет Бэнкс) говорит ему, что он особенный. Так говорят многие мамы, но этот мальчик действительно другой.

Хоррор, который продюсировал режиссёр “Стражей Галактики” Джеймс Ганн, на самом деле довольно простое кино. Что будет, если Супермен, чья родословная воссоздана тут почти дословно, окажется не Мессией, а Антихристом? Да ничего не будет, кроме бесчисленных разрушений и жертв, это и так понятно. Драматические глубины в фильме можно и поискать, например: каково приходится детям, чьи родители видят только картинку, а не самого ребёнка? Но глубины искать не хочется. Это просто один из лучших жанровых фильмов последних лет – до дрожи пугающий хоррор про ангелочка, который сожжёт вашу планету. Омен, отдыхай.