


Интервью
Заслуженный пилот России Юрий Сытник рассказал Metro о будущем сверхзвуковой авиации в России и мире.
Как появилась сверхзвуковая гражданская авиация в Союзе?
– За появление Ту-144 ответственна не только идея пересадить всех на сверхзвук, но и соперничество – СССР никак не мог отставать от европейского консорциума, который задумал производство "Конкорда". Однако в стране в целом была необходимость в сверхзвуковых полётах, ведь она огромная – почти 7,5 тысячи км от Калининграда до Камчатки. И наши дозвуковые самолёты тратили на перелёт 10–12 часов, ещё и с дозаправкой в пути.
В чём заключаются минусы сверхзвука?
– Были проблемы с радиозащитой – на большей высоте облучение сильнее. Кроме того, очень сильно нагревался корпус корабля. Но эти вопросы сегодня решаемы. А вот дороговизна самолёта и его окупаемость до сих пор ставят под сомнение их массовое производство. Миллиарды, вложенные в их разработку, непонятно когда будут отыграны. Собственно, это отражается и на стоимости билетов. Да, какие-то люди могут заплатить за перелёт втридорога, чтобы сидеть в салоне не шесть часов, а три, но их не настолько много, чтобы выполнять ежедневные рейсы.
Увидим ли мы сверхзвук в будущем?
– Необходимость в нём есть до сих пор. Такие страны, как Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и страны Южной Америки, – все они дружат с Европой и туда часто летают. Их граждане явно хотели бы сократить время полёта в 2–2,5 раза. Думаю, этим вопросом вскоре займутся американцы. Возьмут за основу самолёт Ту-144, модернизируют и выпустят уже под своим брендом. Они уже делали конструкторский и экономический сравнительный анализ "Конкорда" и Ту-144 и пришли к выводу, что российский самолёт намного прочнее и гораздо лучше подвержен модернизации. Что касается России, я бывал в Жуковском и видел, что наши энтузиасты до сих пор пытаются поддерживать некоторые модели в рабочем состоянии, но не более того. Без вливания государственных средств возобновить сверхзвуковые полёты нереально.