18 ноября 1972 года впервые в истории 40 женщин-рядовых и 30 медсестёр поднялись на палубу госпитального судна USS Sanctuary на равных правах с 480 моряками. Пилотная программа на госпитальном судне USS Sanctuary ВМС США положила конец предрассудкам о женщинах на кораблях.
– Поверье, что корабли женщин не любят, объясняется обыкновенной ревностью. Английские моряки с давних пор давали кораблям женские имена. И, говоря о них, используют местоимением she – "она". Считается, что корабль воспринимает команду, как свой "мужской гарем", и делить его с кем-либо не имеет никакого желания, – рассказывает капитан первого ранга, писатель-маринист Владимир Шигин.
С 70-х годов многие страны предоставили женщинам полное право получать офицерские звёзды, служа на боевых кораблях. Но не Россия. Ведь изначально гендерное неравенство утвердил не кто иной, как основатель российского флота Пётр I. Реформатор отрезал: "Женщинам во флоте не бывать".
Хоть кокшей, да на корабль
Шигин отмечает, что в истории России женщины на кораблях всё-таки были, но это исключения, подтверждающие правило. В пример эксперт привёл тральщик Волжской военной флотилии, где в годы ВОВ женщинами была укомплектована вся сапёрная команда под командованием Антонины Куприяновой.
– Также участницей войны была первая в мире женщина — капитан дальнего плавания Анна Щетинина. Участвовала в Таллинском прорыве. Она стала чуть ли не единственным капитаном, который привёл своё судно в Кронштадт невредимым, – говорит Шигин.
Сейчас для женщин в ВМФ открыты вакансии в частях и соединениях ведомства. Это специальности военных переводчиков, финансистов, юристов. Все они носят уставную форму, получают военные звания, но в плавания на боевых кораблях не выходят. На помощь пострадавшим в море отправляются госпитальные суда, на которых врачами и медсёстрами служат женщины. Выполнив свою миссию, они возвращаются в порт. При сильной тяге к морю можно устроиться на вспомогательные суда, укомплектованные гражданским экипажем.
– Это танкеры, буксиры, килекторы, рефрижераторы, гидрографические суда. Там женщины работают кокшами (так капитан Шигин называет коков в юбке. – Прим. ред.), буфетчицами, гидрографами, – обнадёживает капитан.
Дело в теле
Почему россиянкам заказан вход на корабли ВМФ, Шигин отвечает по-морскому прямо.
– Это как надо не любить женщин, чтобы отправить их на боевой флот, – говорит он.
По словам капитана, помимо традиций, в пользу чисто мужских команд выступают объективные причины.
– Первое – это бытовые вопросы. Для женщин необходимы особые санузлы, душевые кабины, отдельные кубрики. При учёте дефицита пространства лучше эти помещения использовать для размещения аппаратуры. Второе – служба невероятно выматывает. Вахта (дежурство. – Прим. ред.) идёт за вахтой. Общая беда – недостаток движения. Спортом заняться некогда. Ожирение самое безобидное из радостей службы на корабле, – перечисляет он.
С мнением Шигина, что женщины не приживутся из-за бытовухи и физиологических причин, согласен военный психолог Алексей Захаров.
– Для женщин быт более важен, чем для мужчины. Плохое общежитие, неприглядная комната способны выбить женщину из колеи. Мужчины более неприхотливы. Мужчины могут прожить без горячей воды, женщины – нет. Характер службы не совпадает с физиологией женщины. Это и силовые нагрузки, и факторы, связанные с особыми видами гигиены, и биологические ритмы организма. Их не уберёшь никуда. В определённые периоды женщина не может действовать наравне с мужчиной, поясняет он Metro.
Флот – дело семейное
Но, несмотря на сложности и запреты, женщины всё-таки идут на флот. Но они всё равно попадают не на корабли, а на базы на суше, говорит председатель Российского союза женщин Военно-морского флота Марина Добровольская.
– Как правило, женщины, которые служат в частях и соединениях морского флота, обычно родом из Приморского края, Астраханской, Калининградской или Мурманской области. Из мест, где находятся базы военно-морского флота. И чаще всего это жена или дочь офицера, потому что там другой работы нет, – говорит она Metro.
По словам Добровольской, ВМФ не то место, где представительницы прекрасного пола могут опасаться излишних знаков внимания со стороны коллег.
– Всё объясняется образом жизни. Военные живут в отдельных гарнизонах. Что там есть? Несколько домов, дом офицеров, лодки. Всё на виду. И таких смельчаков, которые отважились бы пристать к жене офицера, который живёт в соседнем подъезде, просто нет. Сама по себе служба очень тяжёлая. Военные практически не бывают дома. В те редкие моменты, когда их отпускают на ночь или на сутки отоспаться, нормальный человек бежит к своему ребёнку и своей жене,– объясняет Добровольская.
На встречный вопрос, не смущает ли моряков присутствие прекрасных дам, эксперт даёт ответ, подкреплённый мнением сослуживцев:
– Наоборот, командир спокоен, когда на службе женщины. Женщины более дисциплинированы, ответственны, способны выполнять монотонную работу. Там, где женщины, больше порядка. Они не нарушают форму одежды, более пунктуальны. Это не просто слова, это доказано исследованиями.