МОСКВА

Анастасия Ракова: Пандемия COVID-19 ускорила цифровизацию социальной сферы Москвы

Во время коронавирусной пандемии в столице не остановился ни один крупный проект в социальной сфере. Большую роль в этом сыграли цифровые технологии. Об этом сообщила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова в интервью «Москвич Mag».
Первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко во время гранд-финала всероссийского конкурса «Цифровой прорыв» в Москве.
Александр Авилов / Агентство «Москва»

«Думаю, не будет преувеличением сказать, что Москва адаптировалась под новую реальность. И люди не остались один на один с бедой. И город, и мощное волонтерское сообщество, и НКО старались помогать всем, кто попал в трудную ситуацию. Было непросто, но в социальной сфере мы не остановили ни один крупный проект, хотя где-то пришлось чуть сдвинуть сроки», - сказала вице-мэр.

По ее словам, пандемия только ускорила цифровизацию социальной сферы, которая началась еще 10 лет назад.

«Как пример приведу телемедицину. Проект разрабатывался давно, но мы все время были не готовы по разным причинам его запустить. Как это - доктор на экране? Диагноз по юзерпику? Разве можно так лечить? Опасений было много. Разумеется, это не панацея, но в случае с ковидом телемедицина стала отличным подспорьем для врачей. На старте пандемии заработал телемедицинский центр, который теперь используется не только в ковидных нуждах, но и для расширенного стандарта диспансеризации москвичей. Единая цифровая платформа позволила врачам в кратчайшие сроки научиться вести и лечить пациентов с ковидом на дому, проводить эпидрасследования, координировать работу департаментов. «Московская электронная школа» позволила не прерывать учебный процесс в самые критические моменты», - рассказала Анастасия Ракова.

Так, благодаря переводу справок об отсутствии детей по болезни для школ и детских садов удалось освободить родителей и больницы от сбора и оформления 2,5 млн бумажных документов, отметила она. А столичный телемедицинский центр провел уже более 2,3 млн консультаций, такие технологии минимизируют контакты и снижают риск заразиться, добавила заммэра.

Жители активно используют цифровые технологии, подчеркнула Ракова. Она привела в пример систему дистанционной реабилитации с использованием виртуальной реальности, которую применяют специалисты соцзащиты.

«Мы в соцзащите нацелены на проактивный подход. Он позволяет нам первыми идти к людям, предлагать помощь, а не ждать, пока за ней обратятся. Внедрить такой подход - это значит полностью перестроить систему. Мы уже начали это делать постепенно по всем направлениям», - отметила заммэра.

Так, в пяти пилотных административных округах были сформированы «группы риска», в которые вошли около 20 тыс. человек, потенциально нуждающихся в уходе. А с сентября этого года в семи городских больницах стартовал пилотный проект, в рамках которого в учреждениях дежурят социальные кураторы. Особое внимание город уделяет жителям старшего возраста, людям с ограниченными возможностями здоровья, семьям с детьми, сиротам, приемным семьям.

Анастасия Ракова также рассказала, что пандемия показала преимущество получения государственных услуг в электронном виде.

«Все больше услуг мы переводим в электронный вид и, конечно, помогаем жителям разобраться с их получением. В МФЦ есть зона электронных услуг с компьютерами, которыми могут воспользоваться все желающие, а также получить консультацию специалиста в случае возникновения трудностей. Помимо этого, в 69 центрах госуслуг установлены современные диагностические комплексы для медицинского чек-апа, а еще в 25 - кардиокресла для прохождения ЭКГ. Цифровые технологии помогают получить результат в электронную медкарту посетителя и использовать его на приеме у врача. Обследование в современном комплексе прошли уже более 260 тыс. жителей, а сделали кардиограмму в центрах госуслуг - более 26 тыс.», - пояснила она.

Кроме того, в этом году был запущен электронный сервис, с помощью которого можно передать в органы соцзащиты сведения об изменении банковских реквизитов и личных данных онлайн. «Один только этот сервис избавит москвичей от около 200 тыс. походов в МФЦ в год», - добавила Ракова.