Анастасия Вебер получила приз Берлинского кинофестиваля за короткометражку "Трэп"

Рассказываем про итоги 72-го Берлинского кинофестиваля. Главный приз достался испанской картине "Алькаррас", но награды есть и у нас
Анастасия Вебер получила приз Берлинского кинофестиваля за короткометражку "Трэп"
Getty Images
Анастасия Вебер с наградой за короткометражку "ТРЭП".

Впервые за время пандемии фестиваль прошёл в живую, хотя онлайн-формат тоже присутствовал. За день до раздачи Медведей вручали почётную награду "За вклад в кинематограф" Изабель Юппер, но актриса в последний момент приехать не смогла из-за положительного теста на ковид, поэтому награждали её через экран. А она через экран благодарила, шутя: "Чувствую себя хорошо, как медведь в клетке, но самочувствие в норме". 

Про смертельный вирус и всё побеждающую жизнь так или иначе говорили и на основной церемонии награждения. Выпускница Санкт-петербургской школы нового кино Анастасия Вебер, получая на сцене "Золотого медведя" в категории короткометражных фильмов за драму "ТРЭП", благодарила родителей, учителей и всех, кто помогал ей в течение 8 лет делать этот фильм. И посвятила она свою работу в том числе и другу семьи Андрею Михайленко, который недавно умер от ковида. 

– Это человек умел радоваться жизни, чувствовал вкус жизни и мой фильм как раз об этом, о вкусе жизни, это манифест чувств и эмоций, которые нас захватывают, – сказала Анастасия. 

Герои короткометражки Вебер – молодые люди, для которых ТРЭП (музыкальный жанр – Прим.ред.) – это образ жизни и манера экстремального чувствования. Как поясняла сама автор, рассказывая про эту работу, "Трэп" – "это такая достаточно простая история про жизнь брата и сестры, отрывки из их биографии. Их обстоятельства жизни – своеобразная ловушка. А ТРЭП для меня непереводимое имя нарицательное, состояние внутреннего горения".

Вебер – единственная из российских претендентов смогла увезти приз на родину. Фильм "Продукты 24" про нашумевшую историю гольяновский рабов (рецензию на картину читайте по ссылке) осталась без наград, как и фильм "Брат во всём", заявленный в секции Encounters, призванной отмечать "новые голоса в кинематографе".

Что касается основного конкурса, где наших картин не было, то лучшим фильмом жюри назвало картину "Алькаррас" испанского режиссёра Карлы Симон. Это эдакий "Вишнёвый сад" на современной испанской почве – история семьи фермеров, которые около века выращивали персики в небольшой деревушке Алькаррас в Каталонии, но после смерти владельца земли, на котором стоит их поместье, наследник решает продать всё с молотка. Персиковые деревья планируют вырубить, а на их месте установить солнечные панели. Большая семья в последний раз устраивает сбор урожая, чтобы навсегда попрощаться с родной землей.

Гран-при жюри получила лента южнокорейского режиссёра Хон Сан Су "Фильм писательницы". Картина рассказывает о писательнице, которая переживая творческий кризис решает снять кино с известной актрисой. 

"Серебряный медведь" за лучший сценарий достался Лайле Штилер за фильм "Рабие Курназ против Джорджа Буша-младшего" (режиссёр Андреас Дрезен). Кроме того, Мельтем Каптан, исполнившая главную роль в этом фильме, взяла "Серебренного медведя" как лучшая актриса.

Лучшим режиссёром назвали Клэр Дэни за фильм "Обе стороны лезвия", в котором героиня Жульет Бинош разрывается между чувствами к двум мужчинам. 

"Серебряный медведь" за лучшую роль второго плана достался актрисе Лаура Базуки сыгравшей в фильме "Нана" ("Раньше, сейчас, потом") режиссера Камилы Андини.

Картина "Кусочек неба" режиссера Майкла Коха отмечена Специальным упоминанием жюри.