Рассказываем о фильме "Не смотрите наверх"

Вышла едкая сатира о том, что погубит человечество
Рассказываем о фильме "Не смотрите наверх"
Netflix
Леонардо Ди Каприо и Дженнифер Лоуренс пытаются спасти Землю.

На Netflix состоялась премьера фильма Адама Маккея "Не смотри наверх" с лучшей ролью Леонардо ДиКаприо со времён "Отступников" Мартина Скорсезе. В сатирическом фильме об апокалипсисе снялись самые актуальные голливудские звёзды – Дженнифер Лоуренс, Мэрил Стрип, Джона Хилл и Тимоти Шаламе. Metro рассказывает, почему в финале года стоит посмотреть этот неуютный фильм.

В провинциальной обсерватории нервный профессор (Леонардо ДиКаприо) и его аспирантка (Дженнифер Лоуренс) открывают огромную комету, которая летит к Земле. Примерно через полгода она столкнётся с нашей планетой и уничтожит на ней всю жизнь. Астрономы мчатся в Белый дом, чтобы поговорить с госпожой-президентшей (Мэрил Стрип в очень злой пародийной роли) и её администрацией, которую возглавляет противный президентский сынок (Джона Хилл). Политики поднимают их на смех, мол, пророчества о конце света мы слышим по десять раз на дню. Они суются на телевидение, но там их тоже никто не воспринимает всерьёз. Популярная телеведущая (Кейт Бланшетт) переводит разговор на посторонние темы, перемежая пустую болтовню приятными на слух светскими смешками. Публике вообще не до апокалипсиса, её волнуют куда более важные вещи – секс-скандал певицы (Ариана Гранде), новая модель смартфона, выпущенного компанией миллиардера от технологий (Марк Райлэнс), предстоящие выборы. Когда же люди откроют глаза?

Режиссёр Адам Маккей успел набрать немало очков на сатирическом поле байопиком “Власть” и одним из самых удачных сериалов последних лет “Наследники”. После “Не смотрите наверх” у него есть шанс сравняться с главным американским сатириком Майком Джаджем, чей сериал “Силиконовая долина” не оставляет камня на камне от корпораций, повально “делающих мир лучше”. Почти полчаса экранного времени “Не смотрите наверх” кажется довольно плоской иллюстрацией типичных леволиберальных взглядов: политики и жадные капиталисты погубят мир. Маккей даже затрагивает вопрос наследственной власти и наследственных привилегий, недаром президентскую рать возглавляет сын президента, а циничная роботообразная телезвезда рассказывает, что происходит в богатой семье.

Но фильм оказывается вовсе не плакатным, поэтому его номинальные злодеи – не хитрецы с коварным планом, а идиоты, озабоченные хорошим пиаром даже больше, чем собственной жизнью. Люди привыкли думать, что общество возглавляют самые умные, которые “знают, как надо” и в случае чего примут меры. Фильм избавляет от этой умиротворяющей иллюзии. Как говорит о сильных мира сего героиня Лоуренс:

"Народ, правда ещё более печальна. Они недостаточно умны, чтобы быть злодеями, которыми вы их считаете".

На самом деле во время просмотра понимаешь, что в реальности всё примерно так бы и происходило. Политики бы врали, потому что врут всегда, миллиарды бы пытались придумать, как стать ещё богаче, и никто бы не стал спасать Землю. Но президенты, миллионеры и технологические гении (Райлэнс играет какую-то смесь Стива Джобса с Илоном Маском) – плоть от плоти своего электората, покупателей и кормовой базы. А в случае объявления апокалипсиса обычные люди продолжили бы смотреть в свои телефоны и обсуждать секс-скандалы знаменитостей, отвлекаясь от них только на повседневные дела. Эта летящая к Земле комета – слишком большая, чтобы влезть в наши головы, забитые бытовой чепухой, поэтому мы просто прячем их в песок.

Фильм можно воспринимать как точные портреты разных поколений, пусть набросанные широкими штрихами. Стрип – бумер, озабоченный материальным благополучием и консервацией всего живого (эти ребята уже довели Землю до многих катастроф, экологических и не только). ДиКаприо – невротичный иксер, разочарованный в себе больше, чём во всём остальном. Лоуренс – миллениал, чья энергия позволяет сопротивляться существующему порядку вещей. А зумеров, естественно, воплощает главная на сегодняшний день молодая звезда Тимоти Шаламе; воспитанное в “новой этике” поколение, которое мечется между нигилистическим “пошло всё к чёрту” и детской растерянностью.

На выходе получилась очень печальная чёрная комедия, заставляющая задуматься, а как бы ты встретил конец света? Ещё в конце (фильма и очередного апокалиптического года) испытываешь желание увидеть родных и близких или хотя бы позвонить и сказать, что ты их любишь. Как раз в Новый год это можно сделать. Только на всякий случай не смотрите наверх.