В 30–60-е годы прошлого века исторический центр Москвы понёс невосполнимую утрату. Ради строительства новых зданий пришлось уничтожать целые улицы, состоявшие из памятников архитектуры. Между тем ещё до начала масштабной реконструкции столицы в 1921 году архитектор Эль (Лазарь) Лисицкий разработал свой проект "горизонтальных небоскрёбов". Современный архитектор Константин Анохин считает, что опыт Лисицкого можно использовать и в наше время.
– Небоскрёбы Лисицкого стоят на застеклённых опорах, внутри которых расположены лифтовые шахты. Они занимают совсем мало места на земле и связывают здание с трамвайной остановкой или станцией метро, которое в те годы также находилось на стадии проекта. А все жилые и рабочие помещения располагаются над уровнем города в привычном для людей горизонтальном пространстве. Это – альтернатива небоскрёбам американского образца. Суть проекта заключалась в том, чтобы возвести современное здание с минимально возможной площадью застройки, не повредив при этом окружающую среду. Но в итоге для строительства "сталинских" и более поздних высоток выбрали всё-таки американскую компоновку, – рассказал Metro Константин Анохин.
Тем не менее, по словам архитектора, вернуться к проектам Лисицкого не поздно. Подробная техническая документация на такие здания была сохранена в качестве одного из вариантов генплана развития Москвы.
Лисицкий предполагал, что первые 8 небоскрёбов из его серии появятся на Трубной и Пушкинской площадях, а также воротах Бульварного кольца: Никитских, Пречистенских, Сретенских, Яузских, Арбатских, Покровских.
Константин Анохин сделал эскизы небоскрёбов Лисицкого в тех точках современной Москвы, где замышлял автор 100 лет назад. Некоторые из этих работ попали в соцсети и вызвали оживлённую дискуссию: нужны ли нам такие Пречистенские ворота?
Эскизы заинтересовали публику и в Европе. Анохин объясняет это тем, что Лисицкий там очень известен как художник и один из основоположников конструктивизма в архитектуре, но никто до сих пор не знал о его небоскрёбах.
Для справки. Лазарь Маркович Лисицкий (1890–1941):
– автор нереализованных проектов первых московских станций метро и небоскрёбов;
– по его проекту построена типография журнала "Огонёк" в стиле конструктивизм с круглыми окнами;
– получил всемирную славу как художник-супрематист;
– автор советских плакатов "Клином красным бей белых", "Всё для фронта! Всё для победы!".