Азербайджанские ковры доставят москвичам настоящее эстетическое удовольствие

В павильоне "Азербайджан" на ВДНХ открылась выставка уникальных азербайджанских ковров, которая будет работать до 5 мая
Азербайджанские ковры доставят москвичам настоящее эстетическое удовольствие
Полина Виноградова
Некоторые ковры по расцветке напоминают советские.

На ВДНХ продолжается выставка "Азербайджанский ковер — новый взгляд", открытая в рамках фестиваля «Дни Азербайджана в Москве», приуроченного к 30-летию установления дипломатических отношений между Азербайджаном и Россией.

– Среди представленных на этой выставке современных ковров ручной работы – композиция “Челеби” из эксклюзивной коллекции ковров Карабахского вида, – рассказала директор павильона "Азербайджан" на ВДНХ Саадат Кадырова. – Это разновидность знаменитых азербайджанских ковров "Аждахалы" ("Драконовые"), а именно композиция "Хатаи". Изображение дракона несёт символическое значение и занимает особое место в азербайджанском искусстве ковроткачества. На выставке можно увидеть различные варианты ковра "Дракон" в новой  дизайнерской интерпретации и цветовой палитре.

Стилизованное изображение дракона распространено в искусстве тюркских народов
Полина Виноградова
Стилизованное изображение дракона распространено в искусстве тюркских народов

Четыре ковра на московской выставке –  из "Коллекции 44". Коллекция в размере 44 единиц была создана благодаря сотрудничеству между творческим коллективом "Азерхалча" и заслуженным художником Азербайджана Рашадом Алакбаровым. 

В узорах шерстяных ковров из "Коллекции 44" – древние символы защиты.
Полина Виноградова
В узорах шерстяных ковров из "Коллекции 44" – древние символы защиты.

– Вдохновлённый уникальной композицией карабахского ковра "Гасымушаги" художник придал ковру совершенно новый современный дух. Центральный элемент ковров "Гасымушаги" – S-образный рисунок дракона, взятый из "Ковров Хатаи". Этот элемент олицетворяет символ защиты. Разработка дизайна каждого ковра заняла в среднем около 4 месяцев, а ручное производство –  2 месяца, – рассказал председатель правления компании "Азерхалча" Эмин Мамедов.

Ковры сопровождают азербайджанцев всю жизнь. В большинстве семей бабушки задолго до рождения внуков выражали намерение соткать ковёр в подарок будущему наследнику. Затем ковёр дарили новорождённому, всё детство ребёнок мог проводить, играя на нём. Когда ребёнок вырастал, тот же самый ковёр мог служить приданым для невесты внука или для внучки. На закате жизни ковры продолжали сопровождать человека. И по сей день в похоронных ритуалах азербайджанцев в последний путь усопшего провожают на ковре.
Эмин Мамедов
Разработка такого карабахского ковра заняла около 4 месяцев, ручное производство – 2 месяца.
Полина Виноградова
Разработка такого карабахского ковра заняла около 4 месяцев, ручное производство – 2 месяца.
Старинные азербайджанские ковры украшают интерьеры известных дворцов мира и по сей день. Их можно увидеть в Белом доме, в здании Госдепартамента США, а также в собраниях многих знаменитых музеев: в "Метрополитен-музее" в Нью-Йорке, Лувре в Париже, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Ватикане, Эрмитаже и многих других. Благодаря старинным рецептам изготовления натуральных красителей, азербайджанские ковры сохраняют цвета порядка 500 лет.