Байопик о легендарном боксёре пополнил череду бравурных российских фильмов о советском спорте

В дебютном полнометражном фильме Артёма Михалкова энергично показаны тренировки и бои, но картина не отступает от "спортивных" голливудских шаблонов
Байопик о легендарном боксёре пополнил череду бравурных российских фильмов о советском спорте
Disney
Виктор Хориняк в фильме "Мистер Нокаут".

В кинотеатрах выходит спортивный байопик "Мистер Нокаут" – дебютная полнометражная работа режиссёра Артёма Михалкова о советском боксёре Валерии Попенченко. За свою короткую спортивную карьеру, которая окончилась всего в 28 лет из-за травмы, Попенченко одержал 200 побед. Metro оценило фильм, влившийся в тренд последних лет, когда российские киноделы крепко взялись за советский спорт.

В послевоенном Ташкенте юный Валера дерётся с местными ребятами, неудачно влюбляется, а потом вырастает в крепкого парня (Виктор Хориняк), который влюбляется удачно. Вырастивший многих советских чемпионов тренер Григорий Кусикьянц (Сергей Безруков) будет лепить из него гениального техничного бойца – единственного советского спортсмена, получившего Кубок Баркера. Одинаковые, как клоны, чиновники от спорта в одинаковых костюмах будут ставить тандему препятствия, иначе зачем ещё нужны чиновники? Красивая девушка (Ангелина Стречина) будет с придыханиями сулить победу любимому – для чего ещё нужны девушки, как не вдохновлять мужчин? Самостоятельной личности у женских героинь российских спортивных фильмов отродясь не было.

"Мистер Нокаут" пополнил галерею спортивных фильмов, сделанных по отработанной схеме, от которой Михалков не отступает ни на шаг. Новичок, который обязательно преодолеет трудности, "сложный" тренер с необычным подходом, зловредные бюрократы, которые не верят в "нашего парня". Всё это уже было в том же "Движении вверх". Главное отличие от других российских спортивных байопиков — усиление политической интонации, которая сильно перекликается с повесткой сегодняшнего дня. Так, ещё в трейлер попало высказывание: "Никто во всём мире не хочет видеть нашу страну сильной и могучей". Михалков не столько снимает байопик о живом человеке, сколько пропевает государственный гимн, написанный его дедушкой Сергеем Михалковым. Причём вполне буквально — гимн СССР звучит в финальной сцене, когда спортсмен застывает в рапиде и лучах славы, покрываясь у нас на глазах монументальной бронзой. Поразительно, что в байопике о Попенченко ему даже не дают сказать финальную фразу фильма — финал отдан государству. 

Виктор Хориняк и Сергей Безруков в фильме "Мистер Нокаут".
Disney
Виктор Хориняк и Сергей Безруков в фильме "Мистер Нокаут".

После гимна, от которого можно оглохнуть в кинотеатре, звучит Высоцкий с "Песней сентиментального боксёра" — ещё одно клишированное решение. Мелькают архивные кадры с Попенченко и Кусикьянцем: чёрно-белый оттиск реального прошлого, какой-то тихий и грустный после восславления государственной мощи под "Союз нерушимый". 

Выручает "спортивная" часть. На Викторе Хориняке роль "советского Рокки" сидит как влитая. Артист убедительно смотрится в сценах тренировок и боёв. У Безрукова есть сцена на разрыв аорты, где он скандалит с чиновниками, и последняя реплика фильма "Да пошёл ты", сочно сказанная в лицо бюрократу. Жаль, её тоже заглушает гимн.