В судебную инспекцию оратились зоозащитники из Бурятии, недовольные законом, позволяющим местным властям умерщвлять всех бездомных животных без разбора, если в течение 30 дней после отлова для них не найдётся новый хозяин. Напомним, Бурятия стала первым регионом, в котором разрешили эвтаназию собак.
Верховный суд приостановил рассмотрение дела и обратился в Конституционный суд за разъяснением, не противоречат ли подобные нормативные акты Федеральному закону об ответственном обращении с животными.
В результате Конституционный суд признал умерщвление животных исключительной мерой, которую можно применять только в случае нападения на человека или проявления немотивированной агрессии, а также если животное больно и помочь ему невозможно. Основанием для умерщвления животных не могут стать загруженность приютов или оптимизация бюджетных расходов.
– Давая регионам широкие полномочия в части регулирования численности бездомных животных, федеральные законодатели имели в виду совсем не отстрел и не усыпление здоровых собак, – рассказывает Metro первый зампред комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
По словам депутата, федеральный закон предусматривает гуманность и недопущение жестокого обращения с животными. Внутри этих рамок можно делать всё что угодно: отлавливать, стерилизовать, вакцинировать, строить приюты, сотрудничать с волонтёрами, пристраивать в добрые руки, штрафовать тех, кто выбрасывает животных на улицу.
Но если с умерщвлением тяжелобольных животных всё понятно, то как определить, что бездомная собака агрессивна? Ждать, пока она вцепится в ногу?
– А что эта собака, простите, делает на улицах города? Если такое животное гуляет на свободе, то это уголовное дело в отношении либо главы города, либо его зама, – говорит Бурматов. – Безнадзорных животных нужно содержать либо в приюте, либо на передержке, либо искать им новых хозяев. Всё остальное – разговоры в пользу бедных.
Депутат отметил, что большинство регионов успешно пользуются существующими мерами, но есть и те, которые занимаются самодеятельностью.
– Ещё лет 15 назад по Москве невозможно было пройти, чтобы тебя не окружила стая бездомных псов. Сейчас вы не увидите на улицах ни одной безнадзорной собаки. При этом Москва не застрелила ни одного животного. 14 приютов полностью решают проблему их содержания. В них действует масштабная программа по пристройству, начиная с того, что мэр Москвы взял себе бездомную собаку, и заканчивая тем, что треть билбордов на улицах про то, что «ваша собака у нас». Регионам стоит поучиться, как надо работать. И это вопрос не про деньги, потому что 14 приютов на самый крупный мегаполис страны – это не особо много, а эффективность высочайшая.