ПРОМЫШЛЕННАЯ МОСКВА

Ближний Восток станет ещё ближе к Москве

Столица укрепляет деловые связи со странами Персидского залива и планирует к 2025 году увеличить товарооборот ещё на 20%
Участники телемоста обсудили открывшиеся возможности для сотрудничества.
Василий Кузьмичёнок / Metro

Сотрудничество Москвы со странами Ближнего Востока выходит на новый уровень. В прошлом году доля столичного региона в общероссийском товарообороте составила 37%, или почти 20 миллиардов долларов.

Заместитель руководителя Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Дарья Степанова во время Международного телемоста "Moscow – GCC 2022" рассказала, что основными импортёрами московской продукции являются Турция, Иран, Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Израиль и Египет:

– Серьёзно увеличены поставки несырьевого, неэнергетического сектора – на 22% по итогам прошлого года. Это почти 2,8 миллиарда долларов. Лидирующую позицию занимает экспорт оборудования и комплектующих. Среди них электрические устройства, аппаратура связи, к примеру, кабельная продукция, двигатели, генераторы, информационные носители; механическое оборудование – компьютеры, насосы, турбины, а также оптика, медицинские приборы и продукция агропромышленного комплекса.

Любят на Ближнем Востоке московские вафли, шоколадные и мучные изделия, мюсли, газировку.

На столичных прилавках всё чаще можно встретить фрукты, средства макияжа и ухода за кожей, текстиля из стран Персидского залива.

С выходом на зарубежный рынок московских компаний готовы помочь в Центре поддержки и развития экспорта "Моспром". В прошлом году здесь разработали первую в стране программу "АДЕПТ 7", которая проанализирует готовность предприятия выйти на внешний рынок и оценит его конкурентоспособность.

– К данным исследованиям мы подходим комплексно, – подчёркивает заместитель руководителя АНО "Моспром" Елена Москаленко. – Занимаемся подготовкой эффективных переговоров с покупателями. Выгода для наших компаний очевидна – это минимизация усилий по выходу на рынок, а партнёры за рубежом получают прямой доступ к производителям без торговых посредников, а также полностью верифицированные нами предприятия. В некотором смысле мы несём солидарную ответственность.

37% – доля Москвы в товарообороте России со странами Ближнего Востока в 2021 году.

Санкционное давление коллективного Запада открывает московскому бизнесу окно возможностей. Страны Персидского залива легко могут стать площадкой для комфортного ведения бизнеса. К примеру, в Дубае высоко оценили внедрённую в московском метро систему оплаты проезда FacePay.

– Вопрос передачи технологии уже обсуждался, – отмечает торговый представитель России в ОАЭ Андрей Терёхин. – Это прорывной проект. И интерес к нему сохраняется, потому что в дубайском метро в час пик серьёзные пробки.

А директор Департамента стран Азии, Африки и Латинской Америки Минпромторга России Сергей Носов даже заглянул немного вперёд:

– У Москвы серьёзные амбиции по водородным технологиям, и необходимый потенциал у столицы есть для укрепления отношений по этим направлениям.

Ещё одна реперная точка – поставка оборудования для опреснения воды, что крайне востребовано на Ближнем Востоке, и успешный кейс совместного проекта уже реализован в Саудовской Аравии.

– У нас есть предварительная оценка, что к 2025 году мы увеличим те цифры, которые мы сегодня на конференции озвучивали по текущему товарообороту, на 20%, – поделилась планами Дарья Степанова.

В тройку лидеров по объёму товарооборота с Москвой в ближайшей перспективе могут войти Турция, ОАЭ и Саудовская Аравия.

Как Москва поддерживает развитие экспорта

Столичные власти заинтересованы в увеличении торговых связей и готовы помогать бизнесу в поисках партнёров.

  1. Московские компании, экспортирующие свою продукцию, получают индивидуальную поддержку.
  2. Оказывается помощь в поиске контрагентов, консультационная и юридическая поддержка.
  3. Сопровождение на переговорах, подписание соглашений о сотрудничестве.
  4. Проводится мониторинг эффективности после заключения контрактов.
  5. Для поддержания московского экспорта на 2022 год запланировано 12 мероприятий и 1,5 тысячи целевых переговоров с потенциальными заказчиками.