"Боинг" рухнул прямо на жилые дома почти сразу после взлёта: большинство пассажиров – индийцы и британцы

Катастрофа произошла в родном штате премьер-министра страны Нарендры Моди. Что на данный момент известно о крушении самолёта в Индии
"Боинг" рухнул прямо на жилые дома почти сразу после взлёта: большинство пассажиров – индийцы и британцы
AFP
Boeing 787 Dreamliner упал на жилой квартал.

Среди пассажиров – бывший министр

Самолёт Air India потерпел катастрофу в Индии сразу после взлёта из Ахмедабада, сообщили в Главном управлении гражданской авиации Индии.

Крушение потерпел Boeing 787 Dreamliner. Он следовал рейсом Ахмедабад — Лондон. По данным Flightradar, опубликовавшем фото потерпевшего крушение в Индии самолёта, его первый полёт состоялся в 2013 году.

Фаиз Ахмед Кидваи, генеральный директор управления гражданской авиации, сообщил Associated Press, что рейс Air India AI 171, Boeing 787, упал на дома жилого района под названием Мегани Нагар через пять минут после взлёта в 1:38 по местному времени. Падение обломков пришлось, в том числе, на общежитие для врачей. Местные СМИ пишут, что на данный момент на территории общежития извлечено 10 тел погибших студентов.

Аварийный сигнал от самолёта поступил диспетчерам всего через несколько секунд после взлёта.

Полиция Индии подтвердила информацию о катастрофе возле аэропорта Ахмедабада самолета Air India с 242 пассажирами на борту, среди них 2 пилота и 10 бортпроводников. 

По данным Reuters, из 242 человек на борту 217 взрослых и 11 детей. Из них 169 были гражданами Индии, 53 – британцы, семь португальцев и один канадец.

Большинство СМИ сообщило, что погибли все. Среди пассажиров самолёта числится также бывший главный министр индийского штата Гуджарат, в котором произошла катастрофа, Виджай Рупани. Этот штат также является родным для премьер-министра Индии Нарендры Моди. Ахмедабад – столица штата.

Выжил только один

Позднее полиция Ахмедабада заявила, что по крайней мере есть один выживший в результате крушения – 40-летний Вишваш Кумар Рамеш, британец индийского происхождения, который последние 20 лет живёт в Лондоне и приехал в Ахмедабад навестить семью. Он рассказал, что ездил в Индию со своим братом, который также был на борту самолёта.

"Через тридцать секунд после взлёта раздался громкий шум, а затем самолёт рухнул. Всё произошло так быстро", — сказал Рамеш в интервью Hindustan Times. Он сказал, что получил травмы в виде синяков, но был в ясном сознании.

"Когда я поднялся, вокруг меня были тела, – рассказал Вишваш Кумар Рамеш. – Я испугался, встал и побежал. Вокруг меня были обломки самолёта. Кто-то схватил меня, посадил в машину скорой помощи и отвёз в больницу".

Последняя авиакатастрофа в Индии произошла в 2020 году в международном аэропорту Кожикоде на юге Индии. Boeing–737 выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, упал в низину и врезался носом в землю. В этой катастрофе погиб двадцать один человек.

Спасатели работают на месте катастрофы.
AFP
Спасатели работают на месте катастрофы.

Что не так с Boeing 787

Boeing 787 Dreamliner — широкофюзеляжный двухмоторный самолёт. Это первая в истории катастрофа Boeing 787. Акции Boeing (BA.N) на дорыночных торгах упали на 6,8% до $199,13, сообщает Reuters. Катастрофа произошла всего за несколько дней до открытия Парижского авиасалона — крупной авиационной выставки, на которой Boeing и его европейский конкурент Airbus представят свои самолёты и поборются за заказы.

Показатели безопасности 787 в эксплуатации до сих пор были хорошими, пишет The Guardian. На волне расследований неполадок с двигателями компании Boeing в прошлом году Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) призвало авиакомпанию отстранить от полётов все 787 Dreamliner по всему миру. В компании отказались это сделать, заявив, что полностью уверены в самолёте.

В настоящее время в эксплуатации по всему миру находится более 1100 самолётов Boeing 787 Dreamliner, которые используются большинством крупных международных авиакомпаний. Эта модель ценится за экономию топлива и меньший уровень шума, чем те, на смену которым она пришла.

В настоящее время Air India эксплуатирует около 30 самолётов Dreamliner и использует дальнемагистральные самолёты американского производства с 2012 года.

Разбор обломков самолёта.
AFP
Разбор обломков самолёта.

Версии причин катастрофы

Подполковник Джон Р. Дэвидсон, бывший пилот ВВС США и консультант по безопасности коммерческой авиации, высказал Daily Mail несколько версий причин трагедии:

– Проблемы с тягой или производительностью двигателя, чрезмерный вес самолёта, плохая конфигурация триммера или закрылков или более критическая неисправность, которая повлияла на способность самолёта набирать высоту. Нельзя исключать ни погоду, ни сдвиг ветра, ни даже столкновение с птицами.

Бывший старший пилот авиакомпании Саурабх Бхатнагар сообщил индийскому телеканалу NDTV, что вероятной причиной крушения было столкновение с  большим количеством птиц, в результате которого оба двигателя потеряли мощность.

– Взлёт был идеальным, если не считать убранные шасси, затем самолёт начал снижаться, что может произойти только в случае потери мощности двигателя или прекращения подъёмной силы самолёта. 

Версию с неубранными шасси поддерживает специалист по безопасности полётов Александр Романов, который в интервью RT обозначил это в качестве ошибки пилотов.

– Возможно, просадка самолёта произошла из-за того, что вместо шасси убрали механизацию, то есть закрылки, самолёт сразу начинает просадку и не хватает подъёмной силы и скорости, чтобы продолжать полёт. 

На видео в момент крушения видно, что закрылки были установлены на 0°, хотя при взлёте они должны были находится на 15°: учитывая полные баки, это сделало взлёт невозможным.

Также ситуацию усугубил сильный сдвига ветра и полная заправка самолёта керосином на 100 т, который сразу взорвался.

Кроме того, аэропорт нарушал правила своего размещения: жилых домов на линии взлёта и посадки быть не должно.