Брошенный нефтяной танкер в Красном море может стать причиной экологической трагедии

Ржавеющий танкер FSO Safer может стать причиной катастрофы. Но власти Йемена не торопятся принимать меры, потому что в стране разгар политического кризиса
FSO Safer может вызвать крупную экологическую катастрофу уже следующей весной.
NACIONES UNIDAS EN YEMEN

Экологическая катастрофа, кризис в области здравоохранения, проблемы в обеспечении людей питьевой водой и продовольствием – всё это может случиться, если произойдёт разлив нефти с танкера FSO Safer.

Судно с 1,1 млн баррелей нефти находится в Красном море с 2015 года. Оно заброшено, потому что йеменская нефтяная компания потеряла доступ к нему с тех пор, как в стране разгорелась гражданская война. 

Из-за отсутствия технического обслуживания танкер начал ржаветь. Эксперты по окружающей среде считают, что это лишь вопрос времени, когда все 34 резервуара FSO Safer погрузятся в море. Это приведёт к разливу нефти в четыре раза большему, чем катастрофа танкера Exxon Valdez в 1989 году. Тогда в воды у берегов Аляски попало 260 тыс. баррелей нефти. До сих пор эта авария считается самой крупной, произошедшей в море.

– В цифрах последствия катастрофы чудовищны. Миллионы людей лишатся питьевой воды и возможности добывать еду из моря, – говорит Metro Роберт Блазяк, исследователь из Стокгольмского университета. – Также разлив приведёт к перекрытию Баб-эль-Мандебского пролива, через который осуществляется 10% всех морских торговых перевозок на планете. Это приведёт ещё и к экономическому кризису.

Очевидно, медлить нельзя – танкер нужно срочно убирать с моря. Однако как это сделать? Буксировка FSO Safer – очень рискованная операция. Из-за того, что судно проржавело, выльется нефть. Кроме того, у береговой линии, где пришвартовано хранилище, плавает множество морских мин.

Откачать нефть на месте можно, но это опасно. Дело в том, что нефтяные пары в резервуарах хранилища могли смешаться с кислородом, который просочился туда через трещины в обшивке. 

– Из-за этого FSO Safer стал бомбой, которая может сдетонировать в любой момент. Ударная волна не пощадит ни граждан Йемена, ни уж тем более подводных жителей, – делится неутешительными прогнозами Блазяк.

После долгих раздумий эксперты нашли решение: цистерны с нефтью за 4–5 заходов можно переместить на другое судно, а сам танкер потом отбуксируют к берегу. Однако экспедиция, которая займётся проблемой танкера, обойдётся недёшево. Специалистам нужно дорогостоящее оборудование, а на него денег у Йемена нет.

На днях ООН заявила, что на первый этап плана, а именно на безопасную транспортировку другого судна к танкеру, на которое вывезут нефть, и на работу специалистов, нашли деньги. По подсчётам, этот шаг обойдётся в 80 млн долларов. ООН при поддержке Нидерландов, Саудовской Аравии и США готова дать Йемену 70 млн долларов от нескольких стран, включая Саудовскую Аравию и Германию. Частным компаниям также было предложено сделать пожертвования, в результате чего в конце августа йеменская группа HSA, базирующаяся в Дубае, внесла взнос в размере 1 миллиона долларов. Осталось найти 9 млн долларов. а вот времени осталось не так много.

– Танкер может окончательно проржаветь уже к следующей весне. Осталось меньше года до потенциальной катастрофы, – делится переживаниями Блазяк. – Но я верю, что сообща страны справятся с этой непростой проблемой.

Эксперт

Карлос Дуартe, профессор морских наук в Научно-технологическом университете имени короля Абдаллы в Саудовской Аравии: 

"Если нефть разольётся в море, то на очистку Красного моря потребуется как минимум 20 млрд долларов. Ущерб для мировой экономики может быть в разы больше.

Загрязнение опреснительных установок лишит десятки миллионов людей доступа к чистой питьевой воде. Это жители прибрежных стран – Йемена, Саудовской Аравии, Иордании, Израиля, Египта, Судана, Эритреи и Джибути. 

Кроме того, разрушатся морские экосистемы, которые служат сегодня ключом к спасению знаменитых красноморских кораллов. А ведь именно они защищают моря остального мира от потепления".