Чего хотят деревья в Москве? Ученые из РУДН пытаются ответить на этот вопрос

Корреспондент Metro узнал у ученых из лаборатории Российского университета дружбы народов, зачем на деревья цепляют электронные датчики и почему внезапное падение деревьев невозможно предсказать
Чего хотят деревья в Москве? Ученые из РУДН пытаются ответить на этот вопрос
Василий Кузьмичёнок / Metro
Сейчас в Москве около 200 деревьев с датчиками.

Лаборатория "Смарт-технологии городской инфраструктуры в условиях глобальных изменений" РУДН занимается нацпроектом "Экология" уже четыре года. С помощью специальных датчиков ученые изучают поведение деревьев в городской среде и ту нагрузку, что на них оказывается. Проект стал первым в России и стал частью большого международного проекта по мониторингу зеленых насаждений.

Чтобы отслеживать состояние деревьев, на каждом "подопытном" размещается датчик Tree Talker (в народе известный просто как "тритокер"). Специалист крепит его на самом дереве на высоте 3,5 метров. Приборы анализируют сразу несколько показателей дерева: устойчивость, состояние кроны, ветровальность (вероятность падения из-за гнили корней), течение сока (это как анализ состояния кровеносной системы человека – Прим. Ред.) и другие. Данные собираются раз в час, а затем "тритокер" передает их в центр для дальнейшей обработки и подсчета.

Так выглядит датчик вблизи.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Так выглядит датчик вблизи.

Деревья, снабженные такими датчиками, находятся и на территории РУДН, и за ее пределами – сейчас в Москве их около 200. Масштабы эксперимента с каждым годом увеличиваются.

– Задачей нашего исследования – понять, какова ситуация сейчас с экологией в городе и как можно ее улучшить при помощи зеленых насаждений. Если мы поймем, как газоны и деревья функционируют, что им нужно для адекватного роста и что на них хорошо влияет, то наша цель будет достигнута, – рассказал Metro Виктор Матасов, научный сотрудник лаборатории.

Еще год назад многие газеты делали акцент на том, что "тритокеры" способны предсказывать точный момент падения того или иного дерева. Проблема для Москвы действительно острая – каждый год регистрируются случаи, когда из-за сильного ветра деревья сваливаются на людей или автомобили. Но действительно ли эти датчики способны настолько "видеть будущее"? Алексей Ярославцев, научный сотрудник лаборатории и эксперт проекта, сразу развеял это заблуждение. 

– Все почему-то уверены, что наши датчики призваны что-то предсказать, но чтобы отслеживать падения деревьев, например, из-за резких порывов ветра, требуются датчики совершенно другого типа. Над этим мы тоже работаем, – заявляет эксперт.

Ярославцев также отметил, что каких-то особо проблемных пород деревьев, которые чаще всего подвержены болезням или падениям, в ходе исследования выявить не удалось. Однако по его словам, даже самые здоровые и крепкие деревья способны упасть без видимых на то причин. Например, весной, когда деревья начинают активно набирать влагу, их кора становится более плотной, почва из-за влаги – более рыхлой, а ветра усиливаются. Если корни не уходят в глубину, то сильный ветер вкупе с остальными факторами может привести к неприятному инциденту для чьего-либо автомобиля или человеческой жизни.

Со стороны процесс изучения деревьев кажется простым – поставил датчик, синхронизируешь данные и подсчитываешь их. Однако проблем у ученых хватает. Чаще всего исследованиям мешает интерес вандалов и действия коммунальных служб. И если с первыми все более-менее понятно, то вторые иногда приезжают и спиливают дерево по приказу начальства. Естественно, что о наличии "тритокера" на дереве работников никто не предупреждает. 

– Бывали случаи, когда деревья сами ломали датчики – обрастали вокруг них и просто их раздавливали, – добавил Ярославцев.

В результате исследований ученые научились устанавливать примерные сроки момента, когда дерево "планирует" сломаться из-за сгнивших корней и других естественных причин. Как правило, узнать об этом при помощи данных с датчиков можно примерно за две недели до падения. Самым активным и плодотворным периодом сбора данных считается промежуток времени, когда на деревьях есть листья – то есть, датчики начинают свою работу с первых потеплений весной и заканчивая октябрем. В этом году эксперимент заканчивается, но эксперты надеются, что исследования продлят еще на три года. 

– Очень многие считают, что зеленая инфраструктура города никак не влияет на их жизнь, – поделился с Metro своими мыслями Виктор Матасов. – Однако, если присмотреться внимательно, то природа не только обеспечивает нас кислородом, как мы помним из школьного курса биологии. Деревья за окном воздействуют даже на наше психологическое состояние. Поэтому то, чем мы занимаемся, важно для каждого из жителей столицы. И хочется, чтобы люди это понимали.