Что стоит за жалобами на колокольный звон Троицкого собора в Яхроме

Троицкий собор возвышается над Яхромой, словно маяк, и виден практически из любой точки города. В июле прошлого года, ко дню памяти преподобного Сергия Радонежского, возобновилась реставрация отдельно стоящей колокольни 1895 года постройки, которая разрушалась на глазах. Но восстановлению колокольни оказались рады не все
Что стоит за жалобами на колокольный звон Троицкого собора в Яхроме
Скриншот YouTube-канала "Дмитровское ТВ"
Настоятель Троицкого собора священник Сергий Бернацкий бьётся как рыба об лёд, чтобы отреставрировать храм, но средства нашлись пока только на реставрацию колокольни.

В соборе в будние дни звучит электронный звонарь, а в выходные и праздники приходит профессиональный звонарь. Также каждые 15 минут там бьют куранты, и каждый час колокол отбивает время. 

В телеграм-канале "Осторожно, Москва" появилась информация о том, что некая инициативная группа попросила настоятеля собора прекратить звонить в колокола, потому что это слишком громко и им это мешает. Я попыталась дозвониться до настоятеля собора, но трубку взяла секретарь, которая сказала, что и настоятель, и его заместитель – в отпуске. И добавила: "Мы собрали 180 подписей в защиту колокольного звона, после чего сбор подписей прекратили. Даже те жители Яхромы, которые вообще не ходят в храм, приходили нас поддержать. Мы поговорили с администрацией и поняли, что правда на нашей стороне". 

Руководитель московской школы звонарей и президент Международного союза православных звонарей Илья Дроздихин рассказал, что запретить колокольный звон невозможно, так как церковь руководствуется уставом – типиконом. Согласно этому уставу, колокольный звон должен звучать до службы, чтобы призвать верующих в храм, во время службы, чтобы привлечь внимание тех, кто не в храме, к важному моменту богослужения, и после службы, чтобы проводить людей в приподнятом настроении из храма. Также на колокольный звон не распространяется закон о тишине. 

Президент Международного союза православных звонарей Илья Дроздихин утверждает, что запретить колокольный звон невозможно, так как церковь руководствуется уставом – типиконом.
Фото из архива Ильи Дроздихина
Президент Международного союза православных звонарей Илья Дроздихин утверждает, что запретить колокольный звон невозможно, так как церковь руководствуется уставом – типиконом.

– Настоятель может повлиять только на продолжительность звона, – объясняет Илья. – В больших монастырях колокольный звон может быть и по полчаса, а в небольших храмах обычно не больше 10 минут. Праздничный звон может быть подольше и помощнее, в будни – попроще и покороче. 

По словам эксперта, мощность колоколов может быть разная – какая мощность, такой будет и звук. Звонарь на это влияет незначительно. Правда, по наказу настоятеля он может использовать не все колокола или исключить самые большие, тяжёлые и громкие. Более того, в последнее время многие храмы вообще переходят на электронный звонарь, так как не хватает профессиональных кадров, и Троицкий собор в Яхроме – не исключение. 

– Как правило, звонари выполняют свою работу безвозмездно, причём делают это в любую погоду несколько раз в день, – объясняет специалист. – Найти и обучить людей, готовых посвятить свою жизнь колокольному звону, не так уж и просто. А электронный звонарь механически воспроизводит богослужебные колокольные звоны. Он соединён с колоколами тросами, присоединёнными к пульту, наподобие пульта для ручного звона, который и приводит колокола в действие. 

Включать и программировать электронный звонарь можно удалённо, например, с помощью смартфона или компьютера, добавляет эксперт. И чаще всего электронный звонарь настраивают так, чтобы он был не вместо звонаря, а вместе с ним, оставляя возможность человеку тоже звонить. 

Наш колокольный звон – это не просто украшение богослужений, но и исконно русское искусство, которого нет больше нигде в мире, добавляет президент Международного союза звонарей. В других православных странах колокольный звон попроще, и он выполняет только сигнальную функцию, оповещая о богослужении. 

ЦИТАТА
В колокольном звоне так много жизни! А тем, кому не нравится, советую вспомнить строки из стихотворения армянского поэта Ованеса Шираза: "Дом, где царит тишина, не дом, – колокол с вырванным языком“.
— Марина, прихожанка Троицкого храма

– Иностранцы со всего мира приезжают в Россию послушать колокольный звон, – говорит Илья. – Особенно любят приезжать в те места,  где он был бережно сохранён звонарями и никогда не прерывался – в Троице-Сергиеву Лавру, Ростовский кремль, Псково-Печерский монастырь, Новодевичий монастырь. Идут разговоры, чтобы ростовский звон включили в нематериальное наследие Юнеско как уникальное явление русской культуры. 

В нашей стране колокольный звон испокон веков сопровождает человека на протяжении самых главных событий его жизни – когда он рождается, крестится, венчается, умирает. 

– За 20 лет работы с колоколами я сталкивался со случаями, когда кому-то не нравился колокольный звон, – говорит эксперт. – Бывает, жителям 990 домов возле храма всё нравится, а жителям 10 домов не нравится, но именно они напишут петицию. Но все вопросы всегда решались полюбовно. Батюшка может с пониманием отнестись к их просьбам и распорядиться, чтобы звон в будние и не праздничные дни был покороче и потише. Но богослужение всегда должно сопровождаться колокольным звоном. Если есть служба, то будет и колокольный звон. 

Собор открыл свои двери для прихожан в сентябре 1895 года, в следующем году будет 130-летие. К строительству собора приложил свою руку потомственный русский купец Иван Лямин. 

После революции здание храма использовали как складское помещение, столовую, а также как макаронную фабрику. А во время войны подвалы храма стали госпиталем, в котором оперировал известный хирург Пётр Коняров. Причем оперировал он не только советских солдат и местных жителей, но и раненых немцев. 

Собор строился в течение 5 лет, а восстановление затянулось на долгих 33 года, и конца этому не видно.