Водородный транспорт – тема не такая уж новая. На Олимпиаде 1980 года в СССР уже курсировали микроавтобусы гибридного типа. "Но на борту машины, – уточнил Михаил Никулин, генеральный директор «Газпромнефть – Промышленные инновации», – стояли маленькие паровые реформеры, как на НПЗ, только микро. Получаемый водород поступал ДВС – двигатель внутреннего сгорания. Так что это был всё-таки неэкологичный путь".
Теперь же в экотранспорте, то есть в электромобилях и водородомобилях, внутри не ДВС, а топливный элемент – батарейка, что позволяет избежать загрязняющего выброса в атмосферу.
Водородный транспорт распространяется по миру
Экомобили уверенно вытесняют с рынка ДВС-транспорт. В Норвегии в ближайшие два-три года запланировано введение полного запрета на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. "Оборот автомобилей с двигателем внутреннего сгорания будет ещё продолжаться за счёт рынка стран третьего мира, – уточнила Мария Белова, директор по исследованиям VYGON Consulting. - Но и крупные концерны заявляют, что после 2030 года остановят выпуск автомобилей с ДВС. Тренд на вытеснение через запреты".
Подсчитываем расходы
Выбранная правительством России политика устанавливает для отрасли высокие темпы технологического развития, а значит, нужно использовать наиболее эффективные и безопасные решения. "В Германии сейчас вы заплатите за 1 кг водорода 9,5 евро с налогами, – пояснила Мария Белова. – Чтобы проехать 300–400 км, нужно около 5 кг. В переводе на дизельное топливо это в два раза дороже. Да, водород – это недёшево, но инвестиции со временем должны окупиться".
По сути, водород поставил игроков топливного рынка на стартовую площадку. У каждого есть возможность побороться за технологическое лидерство. "В национальных стратегиях развития большинства европейских стран «госсубсидии направляются на поддержку безуглеродных видов топлива, – обратил внимание Михаил Никулин. – Это подталкивает развитие рынка, технологий".
Прогнозируем, планируем, мечтаем
Ведущие российские города пристально изучают тему внедрения водородного транспорта в городскую среду. Есть пилотные проекты по применению безуглеродного топлива. Но пока требуются тестирование и решение вопроса сертификации безопасности нового транспорта. "Столичные предприятия активно внедряют в производство зелёные технологии, а также ведут собственные разработки в этой области, в том числе в области «зелёных» источников топлива. Так, Московский НПЗ может стать площадкой для пилотирования промышленных технологий производства топливного водорода. А государственный научный центр «НАМИ», который также расположен в Москве, ведёт разработку модификации автомобиля Aurus, работающего на водороде. В будущем экологичный автомобиль планируется запустить в серийное производство", – отметил руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики г. Москвы Александр Прохоров.
Водород может стать в будущем решением для ряда экологических задач. Но проблему пробок на дорогах замена ДВС на батарейки не устранит. "Уж если мы говорим про водород как следующее поколение, – предложила Мария Белова, – может быть, пора замахнуться на летающие автомобили?"
-Кто знает, вдруг нас ждёт про- сто труба для перемещения или VR и изменение способа жизни. Но и тогда водород потребуется как энергия, - Михаил Никулин