Детская психология: в полтора года ребёнку дружить ещё рано, а вот с трёх лет – просто необходимо

В первое время у трёхлеток будут конфликты из-за дележа игрушек. Родители должны объяснить им, как правильно себя вести
Детская психология: в полтора года ребёнку дружить ещё рано, а вот с трёх лет – просто необходимо
Copyright (c) 2022 anatoliy_gleb/Shutterstock. No use without permission.
Ребята на детской площадке не всегда держатся вместе.

Пока на улице стоит тёплая погода, многие молодые родители выводят детей на детские площадки. И там их ждёт неприятный сюрприз: их сыновья и дочери совершенно не умеют и не хотят общаться со сверстниками. И тут у мам и пап возникает вопрос, как же научить малышей дружить?

Эксперты уверены, что учить дружить маленького ребёнка нужно, отталкиваясь от потребностей, которые актуальны в конкретном возрасте.

– Если речь идёт о ребёнке от года до трёх лет, то тут у меня вопрос к родителям. Зачем вы хотите, чтобы он начал дружить? В таком возрасте малыш только знакомится с этим миром, и хорошо бы, чтобы он научился для начала дружить с собой и окружающими людьми – мамой, папой, сёстрами, братьями, – говорит клинический психолог Анна Фëдорова. – Такой социализации вполне достаточно, чтобы в дальнейшем ребёнок заинтересовался не только собой, но и другими людьми. Без хорошего прохождения этого периода, когда важна здоровая эгоцентричность, не получится дружить в более взрослом возрасте.

Если же ребёнку от 3 до 5 лет, то ситуация уже меняется. В этом возрасте у детей начинается возрастной кризис, который позволяет им "включить" интерес к другим детям и начать потихоньку отделяться от мамы. В это время самое важное для ребёнка – чувствовать себя уверенным, что он всегда может обратиться к родителям за помощью, но и при этом иметь возможность быть самостоятельным в определённых моментах.

– В этом возрасте обучайте сына или дочь разным реакциям на окружающий мир, в том числе и на реакции других детей. Если вы на детской площадке, то для начала имеет смысл ещё перед игрой рассказать им, как нужно поступить в тех или иных ситуациях. Если же что-то пошло не так, назревает ссора, а ваш ребёнок чего-то боится, можно взять его за руку и помочь вместе с ним решить какой-то конфликт с другим ребёнком, выслушав обе стороны, в пользу дружбы. Тогда ваш малыш надолго запомнит то, что дружба важнее, чем конфликт, – добавляет Алёна Фёдорова.

И ещё один важный аспект – вам надо чётко контролировать процесс общения на детской площадке.

– Когда малыш подходит к другим детям, важно первое время находиться рядом. Проблемы во взаимодействии чаще всего начинаются на фоне дележа игрушек. Ребёнку важно объяснять, что есть своё и чужое, поэтому игрушки других детей отбирать нельзя. Это важный момент коммуникации, контакта родителей с ребёнком, – добавляет психолог Алёна Савинова. – Также взрослым необходимо помогать малышам включиться в совместную игру, показать, как использовать формочки, кубики, подать идею, какой замок можно построить вместе. Когда процесс налажен, можно оставить детей играть самостоятельно.

Дома же потихоньку также стоит начинать учить детей тому, что такое дружба.

– Родителям необходимо показать ребёнку, как прекрасно дружить и как этому научиться, – говорит Алёна Савинова. – Для этого прежде всего старайтесь показывать сыну или дочери позитивный способ коммуникации на своём примере. То, как муж и жена умеют договариваться между собой, решать спорные и конфликтные ситуации без криков и угроз, а также как взрослые обращаются к другим незнакомым взрослым на улице или в каких-то учреждениях (например, с воспитателями в детском саду, с врачами в поликлинике), – всё это демонстрирует ребёнку, как нужно общаться.

А ещё дайте ребёнку понимание, что мир – безопасное пространство, в котором есть границы, правила и родители, которые всегда придут на помощь и защитят в случае угрозы. Ведь когда дети растут открытыми и с доверием к миру, то завязывать отношения и строить дружбу им удаётся с легкостью.