
В 2024 году в Москве открыли движение по новой Троицкой линии метро, ввели в эксплуатацию семь объектов Московских центральных диаметров (включая городской вокзал Митьково), построили 100 километров дорог и оборудовали 15 пешеходных переходов.
За прошедший год в столице было построено 17,4 километра метро и открыто восемь новых станций. Ключевые события — запуск Троицкой линии и введение в эксплуатацию станции "Потапово" на Сокольнической линии. Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин в своем телеграм-канале.
Он также отметил, что в настоящее время идет строительство Рублево-Архангельской и Троицкой линий, продолжается возведение станции "Достоевская" Кольцевой линии. Помимо этого, начаты подготовительные работы для продления Арбатско-Покровской линии до станции "Гольяново", а также проектируется Бирюлевская линия. В ближайшие годы запланировано возведение 71,4 километра новых веток, строительство 31 станции и пяти электродепо.
Развитие метро и МЦК
За период с 2011 года в Москве модернизировали и построили 255,5 километра линий метро, 123 станции, 12 электродепо. В результате сеть подземного транспорта увеличилась почти вдвое.
Одним из важнейших событий прошлого года стало полноценное открытие Троицкой линии метро. В ее состав вошли семь станций: "Новаторская", "Университет дружбы народов", "Генерала Тюленева", "Тютчевская", "Корниловская", "Коммунарка" и "Новомосковская". Кроме того, была запущена новая конечная станция Сокольнической линии — "Потапово".
До 2030 года в столице планируется проложить еще 71,4 километра метро, открыть 31 станцию и построить пять электродепо. В настоящее время работы ведутся на Троицкой и Рублево-Архангельской линиях, а также на станции "Достоевская" Кольцевой линии.
Развитие железнодорожного транспорта
Москва продолжает масштабную модернизацию железнодорожного сообщения в рамках развития Центрального транспортного узла. Проект реализуется совместно с Минтрансом России, ОАО "РЖД" и администрацией Московской области. С 2011 года (без учета МЦК) в столице построили 284,9 километра железнодорожных путей, открыли 22 новых остановочных пункта и реконструировали 33 действующих.
В 2024 году введены в эксплуатацию семь ключевых объектов:
— новый вестибюль Белорусского вокзала, связавший МЦД-1 с МЦД-4;
— южный вестибюль городского вокзала Лианозово (МЦД-1);
— северный вестибюль станции Москва-Сити (МЦД-4), обеспечивший выход к Мукомольному проезду и району "Большой Сити";
— крытая галерея, интегрировавшая станцию Кутузовская (МЦД-4) с метрополитеном;
— новый городской вокзал Митьково (МЦД-3).
В январе 2025 года открылся новый городской вокзал в Щербинке (МЦД-2), который заменил старую платформу.
В течение 2025–2026 годов планируется реализовать 15 крупных железнодорожных проектов, в том числе строительство семи новых городских вокзалов. Среди запланированных работ:
— запуск первой платформы и конкорса вокзала Петровско-Разумовская (МЦД-1);
— расширение Курского вокзала с добавлением двух платформ, тоннеля и системы цифрового управления;
— строительство платформ и вестибюлей на вокзале Москва-Сити (МЦД-1/МЦД-4);
— модернизация вокзалов Серп и Молот, Железнодорожная и Царицыно, а также ремонт пассажирского терминала Ленинградского вокзала.
Развитие дорожной сети
С 2011 по 2024 год в Москве построили 1460 километров дорог, что составляет около 25% от всей улично-дорожной сети столицы. За этот же период возведено 454 новых моста, тоннеля и эстакады, что привело к увеличению числа транспортных сооружений на 65%. Кроме того, построено 328 новых внеуличных пешеходных переходов.
За 2024 год было введено в эксплуатацию 100 километров новых дорог, 25 транспортных сооружений и 15 пешеходных переходов. Завершена реконструкция крупных развязок на МКАД, в рамках которой модернизировали 22 сложных транспортных узла. К числу ключевых проектов, реализованных в этом году, относятся:
— новые развязки на пересечении МКАД с улицей Верхние Поля и Алтуфьевским шоссе;
— продление южного участка Московского скоростного диаметра за пределы МКАД;
— участок трассы Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе от метро "Новомосковская" до улицы Эдварда Грига;
— новый путепровод в районе 24–25 километра Ленинградского шоссе;
— дублер Калужского шоссе;
— мост через Москву-реку в створе улицы Мясищева;
— пешеходный мост через Водоотводный канал, соединяющий стрелку острова Балчуг с Крымской набережной;
— велопешеходный мост через старое русло Москвы-реки в Нагатинском Затоне.
В период с 2025 по 2027 год запланировано строительство 265,5 километра дорог, 50 новых транспортных объектов и 51 пешеходного перехода.