
В столице продолжается активное развитие электробусной сети. Как сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов, с 1 июля на городские маршруты № 140 "Метро "Сокольники" — 6-й Лучевой просек" и № 502 "Метро "Выхино" — Метро "Новокосино"" вышли электробусы. Благодаря этому жители четырёх районов получили более комфортный доступ к пяти станциям метро и МЦД.
На маршруте № 502 используются электробусы новой модели КАМАЗ-52222. В обновленной версии:
- установлены наружные двери, что увеличивает свободное пространство в салоне;
- на дверях работает световая индикация открытия и закрытия;
- система климат-контроля стала эффективнее;
- в передней части салона предусмотрены ниши для ручной клади;
- увеличены на 15% накопительные площадки, удобные для пассажиров с велосипедами и колясками;
- внешний облик транспорта соответствует современным тенденциям промышленного дизайна.
Максим Ликсутов отметил, что с 2018 года электробусы последовательно заменяют традиционные автобусы, снижая нагрузку на экологию. Новые маршруты, открывшиеся на востоке города, обслуживают шесть машин и становятся частью крупнейшей в Европе электробусной системы, которую развивают по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина.
Преимущества электротранспорта включают бесшумное движение, уменьшение вредных выбросов — один электробус снижает годовую эмиссию CO₂ более чем на 60 тонн, — а также улучшенные условия для пассажиров: мультимедийные экраны, USB-зарядки и адаптивное освещение салона. С 2022 года в Москве поставляются модели с улучшенной комплектацией — в них изменяется температура освещения в течение дня, увеличен маршрутный указатель, а запас хода вырос до 80 км без увеличения массы машины.
В 2025 году в город поступают новые КАМАЗы и ЛиАЗы. Электробусы снабжены более просторными салонами, расширенными накопительными площадками, улучшенной вентиляцией и новым дизайном дверей. До конца года по контракту с ПАО "КАМАЗ" планируется поставить 400 машин, созданных с учетом отзывов пассажиров и опыта эксплуатации предыдущих моделей. Этот заказ поддерживает промышленность в регионах и способствует созданию новых рабочих мест.
Сегодня электробусы работают на 12 площадках Мосгортранса. Первым электробусным парком стал "Красная Пахра" в ТиНАО, запущенный в 2022 году — крупнейший в Европе. В 2023 году начали функционировать парки "Митино" и "Салтыковка". Последний обслуживает маршруты на востоке города. Благодаря новым объектам экотранспорт стал доступен в 20 столичных районах и ряде городов Подмосковья.
Обслуживание техники осуществляется по контрактам жизненного цикла: в течение 15 лет производители обеспечивают техническую поддержку и работоспособность машин. В 2024 году запустили более 70 новых маршрутов, а парк пополнился более чем 800 электробусами. В настоящее время по улицам Москвы курсирует свыше 2350 электробусов, которые обслуживают более 210 направлений.
Электробусы соответствуют стандартам безопасности и полностью приспособлены для пассажиров с ограниченной мобильностью. В салоне предусмотрена откидная аппарель, кнопки связи с водителем, а для багажа и детских колясок — удобные накопительные площадки. Цифровые валидаторы позволяют оплачивать проезд любым способом, а камеры внутри и снаружи транспорта обеспечивают дополнительный контроль. Системы климат-контроля и воздушные завесы сохраняют комфортную температуру в любое время года.