Экипаж московских лихачей с красными спицами приравнивался к такси комфорт-класса

В Музее транспорта Москвы появился редкий экспонат – двухместный экипаж с откидным верхом. На таких лихачи ещё до революции катали городских щёголей
Экипаж московских лихачей с красными спицами приравнивался к такси комфорт-класса
Lukianov Sergey, предоставлено Музеем Транспорта
Проезд в такой пролётке стоил недёшево.

Блестящий чёрный экипаж на двоих с откидным верхом и эффектными красными спицами многие видели в исторических фильмах. Ещё в середине 18-го века под управлением лихачей-извозчиков такие рассекали по улицам Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов. Их называли пролётками, до революции кататься в таких могли позволить себе только небедные люди: проезд в экипаже с красными спицами и чёрными ободами стоил не меньше трёх рублей, в то время как простые дрожки обходились в 30–70 копеек. Уровень такси класса комфорт. 

Одну щегольскую пролётку отреставрировали в Музее транспорта Москвы. Прошлое экипажа неизвестно, при разборе специалисты обнаружили два клейма. Одно из них – “Ферманъ Москва” на осях – принадлежало московскому фабриканту начала 20-го века, а происхождение второго – "Александръ Сергеевич Барсковъ/Бароковъ въ Москве", которое нашли на рессорах, – пока не установлено. Зато точно выяснили, что раритетный транспорт снимался в кино: одно время пролётка базировалась на Ялтинской киностудии.

В Музее транспорта говорят, что пролётка была городским экипажем и на больших расстояниях не использовалась. 

Конструкция экипажа эволюционировала от примитивной повозки, где пассажиры тряслись на досках, до элегантного фаэтона с кожаным сиденьем и рессорами. 

– Реставрация потребовала от команды музея большой исследовательской работы. Колёсам вернули исторический облик: металлические спицы задних колёс заменили на аутентичные деревянные и покрасили в красный. Были восстановлены мягкие элементы: кожаный диван с особой стяжкой, сиденье извозчика и капюшон. Подъёмный механизм капюшона, рама, оглобли – все детали собрали в соответствии с первоначальным предназначением, – подчеркнула в беседе с Metro директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко, уверив, что пролётка сейчас на ходу и готова перевозить пассажиров.

Но перевозить экипаж уже никого не будет: раритет переедет в фонды музея и займёт почётное место в гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице, 27.