МОСКВА

Подмосковная деревня Жостово широко известна традиционным народным промыслом

Экскурсовод Екатерина Лисовая рассказала Metro шесть историй о Жостовской фабрике и легендарном подносе
Посетитель в музее Жостовской фабрики декоративной росписи. Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Если вы предпочитаете путешествовать по России не просто с целью отдохнуть и набраться новых впечатлений, но и ставите перед собой задачу привезти домой какую-нибудь памятную и уникальную вещь, то можно отправиться в подмосковную деревню Жостово. Она широко известна традиционным народным промыслом – изготовлением расписных подносов из жести. Подносы создают мастера Жостовской фабрики декоративной росписи.

ИСТОРИЯ ФАБРИКИ

В 1825 году была официально открыта первая мастерская в деревне Жостово – её основали местные крестьяне, братья Вишняковы. Вначале в мастерской изготавливали не подносы – тогда были популярны шкатулки из папье-маше. В это же время складывалась культура чаепития. Поэтому однажды Вишняковы заметили, что появился спрос на подносы, и стали их изготавливать. 

Первые подносы были тоже сделаны из папье-маше, поскольку другой техникой изготовления крестьяне не владели. Постепенно Вишняковы научились делать подносы из металла. И ближе к середине XIX века в Жостово стали регулярно делать подносы из металла. Появлялось всё больше мастерских. После революции мастерские переделали в трудовые артели, а в 1928 году все они объединились в артель "Металлоподнос". Хотя изготавливали подносы в артелях, которые находились в разных деревнях, название промыслу дала именно деревня в Жостово.

В 1960-м появилась наша фабрика. Она и сейчас есть, находится всё в том же месте. На нашей фабрике поднос проходит полный цикл изготовления – штамповка, грунтовка, роспись, лакировка, упаковка. Сегодня делают подносы двух видов – штампованной формы и ручной ковки. 

ПОМОЩЬ ЗВЁЗД

В начале XX века был период, когда правительство обратило внимание на жостовский промысел. Высокие чиновники решили, что нужно что-то поменять в росписи, и попросили в этом поучаствовать именитых художников – Петра Кончаловского, Илью Машкова, Павла Соколова-Скалю, Бориса Ланге. Они писали эскизы, создавая реалистичные композиции, и жостовские художники какое-то время сотрудничали с ними. В музее при Жостовской фабрике есть поднос, который был написан по эскизу Кончаловского. Он создал натюрморт на холсте, и наш художник Алексей Ильич Лезнов написал 3 подноса – один находится сейчас в Третьяковской галерее (вы его, скорее всего, не увидите, его выставляют только на особых выставках), второй – во Всероссийском музее декоративного искусства на улице Делегатской, третий – у нас. Сотрудничество с именитыми художниками через какое-то время сошло на нет, наши мастера вернулись к традиционной росписи – декоративному стилю. 

РОСПИСЬ НА БИТЕ

За 200 лет из чисто утилитарного предмета поднос превратился в предмет декора. Но и утилитарная его функция полностью себя не изжила. Люди покупают подносы – и чтобы ими пользоваться, и чтобы украшать интерьер. 

У нас в деревне Жостово местные жители иногда заказывали подносы с росписью и... номером своего дома! Сама роспись очень популярна и используется не только на подносах. Техника позволяет расписать любую гладкую поверхность, бывает, что люди делают необычные индивидуальные заказы. Хотят расписать ёлочные украшения, светильники, холодильники, строительные каски и даже бейсбольные биты! 

Известная поклонница жостовской росписи, тренер по художественной гимнастике Ирина Винер украсила интерьеры Дворца гимнастики по жостовским мотивам.

А ЧТО В МУЗЕЕ

Коллекция музея при фабрике состоит, как это ни странно, из подносов. У нас есть и старинные подносы из XIX века, и подносы современных художников. Они написаны разными техниками (но всегда традиционными), сюжеты росписей самые разные. У многих есть стереотип, что на подносах изображают лишь букет цветов на чёрном фоне. Если вы посетите музей, то сильно удивитесь, насколько разные используются сюжеты. Не только сюжеты, но и техники – художники ведь используют не только масляные краски.

ГДЕ НАУЧИТЬСЯ РОСПИСИ

Достаточно получить художественное образование и прийти к нам на фабрику. Молодые специалисты будут изучать роспись из-под руки мастера. Есть нюансы, которым их научат. Мы пишем беличьими кисточками, расписываем в основном масляными красками, используем также металлические порошки, потали (имитация сусального золота). Наши художники работают все вместе в одном помещении, учатся друг у друга, это важно для сохранения традиций, промысла и для развития каждого художника. Также у нас открыта художественная студия в Москве – художник там преподаёт уроки жостовской росписи.

Вы никогда не увидите двух одинаковых подносов, даже среди работ одного художника. Каждая работа индивидуальна, это особенность жостовской росписи. Это всегда импровизация. Если вы будете у нас на экскурсии, то сами увидите волшебство – придёт художница, которая продемонстрирует роспись. Роспись многослойная, благодаря этому создаются объём, глубина цвета. После каждого слоя художник отправляет поднос в сушильный шкаф, где он в течение ночи просушивается, а наутро художник продолжает работу. 

После экскурсии можно посетить мастер-класс и под руководством художника расписать поднос своими руками, приобщиться к народному промыслу. Мы эти подносы потом сушим, лакируем и передаём участникам мастер-класса. 

ЦЕНА ВОПРОСА

Всё зависит от формы подноса. Если это штампованная форма, то по технологии создаётся двухслойная авторская роспись. Такие подносы стоят от 900 рублей. Если же форма подноса выкована вручную, нашими ковалями, это считается более сложной работой, здесь художники создают уникальную многослойную высокохудожественную живопись. Такие подносы стоят на порядок дороже, до нескольких десятков тысяч рублей. 

На цену также влияет имя автора росписи. На нашей фабрике работают два заслуженных художника РФ и 10 мастеров, которые являются членами Союза художников России.