Эммануэль Макрон хочет быть политиком для всех: чего ждать миру от его второго правления

Макрон стал президентом Франции во второй раз. Metro выяснило, хорошо это или плохо и для Франции, и для России, и для Евросоюза
Эммануэль Макрон хочет быть политиком для всех: чего ждать миру от его второго правления
AFP
Эммануэль Макрон и Брижит Макрон празднуют победу.

"Президент для всех"

Макрон снова стал президентом Франции весьма ожидаемо – почти все прогнозы предсказывали его победу. При этом он стал третьим президентом в истории Франции, кому удалось пойти на второй срок. До этого это удавалось только Шарлю де Голлю и Жаку Шираку, который в 2002 году во втором туре выиграл у отца Марин Ле Пен Жана-Мари.

В своей первой речи после избрания Макрон пообещал, что станет "президентом для всех". Дело в том, что прошедшие выборы показали, насколько сильно расколото во Франции общество: разрыв между Макроном и Ле Пен хотя и был значительным, однако не критическим – первый набрал 58,54%, а вторая – 41,46%. Были и те, кто вообще не голосовал, – их было около 28%. Но всех их Макрон намерен объединить.

– Такой раскол – характерная для французов черта политической жизни, – говорит Metro главный научный сотрудник Института Европы РАН Юрий Рубинский. – За Макрона голосовали жители крупных городов, управленцы, представители обеспеченных слоёв, за Ле Пен – жители из сёл и городов. Были те, кто вообще разочаровался в политической системе, не смог найти никого для себя среди кандидатов. В основном это молодёжь, которая была крайне недовольна политикой властей во время пандемии.

Макрон чётко обозначил, какие вопросы будет решать.  Самые острые из них – наращивание покупательной способности населения и пенсионная реформа, которую старый новый президент ещё в июле 2019 года назвал "взрывоопасной".

Несмотря на победу, эксперты считают, что второй срок Макрона будет тяжелее, чем первый. Во-первых, в июне ещё предстоит провести выборы в парламент, и если Макрон не получит там большинство, то ему будет не на кого опираться. Второй риск – это опасность протестов. А они проходят по стране уже сейчас – многие, не стесняясь в выражениях на плакатах, сообщают Макрону о своём недовольстве и даже ненависти.

Будет метаться

Не только для страны было важно избрание Макрона, но и для Европы тоже.

– Он является председателем  ЕС, его голос важен, – говорит Рубинский. – Однако у него довольно противоречивая позиция: с одной стороны, он выступает за сохранение и наращивание связей Франции с Евросоюзом и даже за трансатлантический диалог с США. А с другой – за продвинутый диалог с Россией, особенно после того, как разрешится украинский кризис.

И конечно, нельзя списывать со счетов и то, что Макрон надеется потешить свои личные амбиции. Сейчас он, как никто иной, претендует на звание нового европейского лидера после ухода Меркель. Ближайшие пять лет покажут, получится ли у него это сделать.

Не оплакивать Ле Пен

Во внешней политике для Макрона сейчас украинский кризис не является главным, но и отвернуться от него невозможно. С одной стороны, диалог между Елисейским дворцом и Кремлём уже налажен (с начала спецоперации Макрон стал "самым звонящим" Путину президентом – настолько, что стал мемом), а с другой стороны, Ле Пен была гораздо более "пророссийской". Чего хотя бы стоят её заявления о том, что вводить санкции в отношении российского топлива нельзя, а оспаривать российскую юрисдикцию Крыма бессмысленно и историю уже не переписать.

– Она действительно всегда была сторонницей диалога с Россией, за что её резко критиковали, – говорит Рубинский. – Однако сейчас не имеет смысла оплакивать её поражение. К тому же она может взять курс на то, чтобы возглавить французскую оппозицию. Так что в ближайшие пять лет будет за чем понаблюдать.