Энн Райс, написавшая роман "Интервью с вампиром", умерла в возрасте 80 лет

Вспоминаем книги Райс, сформировавшие современный вампирский хоррор
Энн Райс, написавшая роман "Интервью с вампиром", умерла в возрасте 80 лет
Geffen Pictures
Кадр из фильма "Интервью с вампиром".

Международный успех пришёл к Райс с публикацией в 1976 году её первого романа "Интервью с вампиром". Это было лишь начало "Вампирской саги", последняя книга которой была написана в 2018 году. Экранизация "Интервью с вампиром", в которой сыграли Том Круз и Брэд Питт, успела стать классикой "вампирского" кино. Разошедшиеся тиражом более чем в 150 миллионов, бестселлеры Райс со временем сделали вампирский хоррор частью популярной культуры. "Сумерки", "Настоящая кровь" и другие прогремевшие проекты во многом обязаны своим появлением романам писательницы.

Энн Райс.
instagram.com/annericeauthor
Энн Райс.

Смерть ребёнка и рождение вампира 

Кровавая сага Энн Райс появилась на свет благодаря трагедии. В 1972 году от лейкемии умерла её четырёхлетняя дочь. Райс и её муж погрузились в глубокую депрессию, которую "лечили" алкоголем. Тогда у Райс появились первые наброски романа о молодом и красивом, но глубоко несчастном новоорлеанском плантаторе Луи. Смерть жены и ребёнка толкает его "в объятия" вампира Лестата. Луи ищет забвения, а находит лишь вечную тоску и неутолимый голод: вампирам приходится постоянно пить кровь. Луи и Лестат "удочеряют" девочку Клодию, которая обречена навсегда остаться ребёнком. Нетрудно распознать во всём этом аллегорическое изображение жизни самой Райс, которая передала Клодии черты своей умершей дочери. 

Клодия, которую в экранизации романа сыграла одиннадцатилетняя Кирстен Данст, стала первым в литературе ребёнком-вампиром. В дальнейшем такой персонаж мог даже стать главным героем, например, в романе "Впусти меня" Юна Айвиде Линдквиста, но первый детский образ появился у Райс. 

Человеческое, слишком человеческое

Вампиры Райс родились из её собственной депрессии, поэтому отличались чертой, ранее не свойственной кровопийцам. Дракула в романе Брэма Стокера, Носферату в немом чёрно-белом фильме Фридриха Мурнау и его цветном ремейке, снятом в 1979 году Вернером Херцогом, были чистым злом. Этих страшных монстров, детей ночи и тьмы, человек должен был победить. Энн Райс первой изобразила вампиров, которые могли быть человечнее человека. 

Страдающий Луи так и останется страдать навсегда. В экранизации "Интервью с вампиром" режиссёр Нил Джордан, основательно переписавший сценарий Райс, даже это высмеял. В финале фильма Лестат, слушая записанные на магнитофон откровения Луи о бремени вечной жизни, восклицает:

"Старый добрый Луи по-прежнему ноет! А я веками слушал его нытьё!"

Это "нытьё" встречается нам теперь повсюду, где появляются монстры. Вампиры, оборотни и зомби влюбляются, страдают и предаются страстям, как обычные люди. Иногда это трагедия древнего существа, как в "Дракуле" (1992) Фрэнсиса Форда Копполы. А иногда школьная мелодрама, как "Сумерки". Кстати, сама Райс едко высказывалась о вампирах-тинейджерах Стефани Майер:

"Вечно ходить в среднюю школу мне кажется адом".

Вампирский гламур

События романов Райс часто происходят в родном городе писательницы – Новом Орлеане. Это не совсем звёздно-полосатая Америка, а, скорее, осколок старого мира, хранящего аристократические европейские традиции. Вампиры Райс изящны и утончённы, это вампирский высший свет, распивающий кровь из хрустальных бокалов. В экранизации огромное значение имеют костюмы легендарного дизайнера Данте Ферретти, работавшего ещё с Феллини. Камера любуется шёлковыми сюртуками, пышными платьями, роскошью обстановки.

Вампиры и раньше могли быть красивы и элегантны, как Катрин Денёв и Дэвид Боуи в "Голоде" (1983), но благодаря Райс они стали по-настоящему гламурными. В кинематографе окончательно оформилась "вампирская" эстетика, которую мы наблюдаем даже в пародийном российском сериале "Вампиры средней полосы" на примере аристократичной красавицы Ольги. Благодаря Энн Райс дети ночи стали так хороши, что их всё труднее бояться.