Эротико-философской мелодраме Бертолуччи "Последнее танго в Париже" исполняется полвека

Смелость режиссёров ведёт к скандалам. Вспоминаем пять шокирующих фильмов, в которых исследовали сексуальность. Сразу оговоримся, такое кино запрещено для детей!
Эротико-философской мелодраме Бертолуччи "Последнее танго в Париже" исполняется полвека
Les Productions Artistes Associés
Марлон Брандо и Мария Шнайдер в фильме "Последнее танго в Париже", режиссёр Бернардо Бертолуччи.

Классическая мелодрама Бертолуччи с великим Брандо, конечно, не может быть названа обычным эротическим фильмом. Как, впрочем, и другие самые интересные картины на тему сексуальности. Их создатели не ставили себе цели шокировать ради шока, но у них это отлично получилось. "Последнее танго в Париже" (18+) в своё время встряхнуло зрителей сценой анального секса, в котором сливочное масло использовалось как лубрикант. Не столько сливочным маслом, сколько из-за богохульственной фразы Брандо: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа", которой он сопровождает яростное совокупление. Актриса Мария Шнайдер, которую не предупредили о некоторых аспектах съёмки, тоже была так шокирована, что позднее высказывалась о произошедшем на съёмочной площадке как об изнасиловании.

Но скандальность любого произведения связана не столько с его откровенностью, сколько с новизной. Поэтому целомудренное по нынешним временам кино может остаться в истории как шок-контент, а какая-нибудь "Нимфоманка" фон Триера станет простым буржуазным высказыванием, обласканным кинокритиками, даже с членом крупным планом, лесбийскими сценами и сеансами садомазохизма. Потому что всё это уже было. Мы вспоминаем 5 фильмов, которые по-настоящему потрясли мир.

"Калигула", 1979 (18+)

Фильм, лишь отчасти снятый мастером игривой эротики Тинто Брассом, – уникальное явление для мировой кинематографии (и странно, что Брасс имеет к нему отношение). Наполовину антитоталитарный эпик, исследование тирании и природы безумия, разыгранное актёрами высочайшего уровня. Наполовину – чистейшей воды порнография со сценами несимулированного секса и моделями журнала "Пентхаус" в древнеримских тогах. Всё это вместе ошарашило всех, от Ватикана, объявившего фильм "отвратительным, позорным хламом", до автора сценария Гора Видала, который потребовал убрать его имя из титров. Но порнография или нет, фильм остаётся пышным, гротескным, сюрреалистическим шедевром, а экранное сумасшествие гениального Малкольма МакДауэлла не имеет себе равных.

"Влюблённые женщины", 1969 (18+)

Экранизация одноимённого романа Д. Г. Лоуренса, перенесённого на экран британским мастером экзистенциального гротеска Кеном Расселом, не вызвала в обществе такого скандала, как книга. Над Лоуренсом в 1920-е годы состоялся целый цензурный процесс, фильм Рассела, напротив, завоевал общественное признание. Дело всё в том же новаторстве. В фильме Рассела впервые показали полную мужскую наготу в знаменитой сцене обнажённой схватки, из-за которой картина получила в Англии самый строгий прокатный рейтинг 18+. Сыгравшая главную роль Гленда Джексон стала первой актрисой, номинированной на "Оскар" за фильм, в котором она снялась в эротической сцене. Экзотической трактовкой чувственности фильм поражает до сих пор.

"Империя чувств",1976 (18+)

Историю о том, как двое залюбили друг друга до смерти и до преступления, японский классик Нагиса Осима поставил по реальным событиям. На Каннском фестивале "Империю" назвали "первым великим эротическим фильмом". Его прекрасно знали в СССР, где он путешествовал по подвальным видеосалонам. Откровенные сцены секса и эротического удушения, отрезанные гениталии и общее ощущение тягостного взаимного безумия позволили внести фильм в число самых шокирующих всех времён. В Японии его торжественно запретили, Осима два года судился с властями и выбил прокатное разрешение, но лучше бы не выбивал: при демонстрации на широком экране все интимные места прикрыли мультяшными белыми облачками.

Кадр из фильма "Империя чувств", режиссёр Нагиса Осима.
Кармен Видео
Кадр из фильма "Империя чувств", режиссёр Нагиса Осима.

"Разыскивающий", 1980 (18+)

О чём думал режиссёр великого "Экзорциста" Уильям Фридкин, выпустив в разгар эпидемии СПИДа фильм об убийствах в среде нью-йоркских "кожаных" гей-баров? На фильм обрушились ещё в период работы над ним, вторгаясь с протестами на съёмочную площадку. Американское гей-сообщество до сих пор не простило режиссёру, что он связал образ мужчин-гомосексуалов с одержимыми сексом маньяками в чёрной коже, насилием и садомазохизмом. Даже вырезав 40 минут самого откровенного контента, Фридкин едва получил самый строгий прокатный рейтинг (18+), без цензуры картина приравнивалась бы к порно. Фильм провалился у зрителей и критиков, не помогло даже то, что главную роль сыграл всеобщий американский любимец Аль Пачино. Перед кинотеатрами собирались демонстрации, трогательно объединявшие христианские организации и представителей ЛГБТ-движений.

На самом деле это где-то половина (из-за жесточайшей цензуры) лихорадочного шедевра о нисхождении человека в ад. Из-за вырезанных сцен и открытого финала остаётся неясным, кто был в фильме убийцей. В 2013 году Джеймс Франко попытался воссоздать недостающие фрагменты ленты в своём фильме "Интерьер. Кожаный бар". Его загадка по-прежнему будоражит.

"Романс Х", 1999 (18+)

Удивить чем-либо циничного зрителя накануне миллениума не представлялось возможным, но Катрин Брейя, чьи работы стабильно получают "порнографический" рейтинг Х, использовала тяжёлую артиллерию: порнозвезду Рокко Сиффреди и все его знаменитые 23 сантиметра, которые в фильме используются в несимулированных сценах секса. Пожалуй, лучшее, что есть в работах французской исследовательницы эротики: они никогда не претенциозны, хотя это самое натуральное авторское кино. Просто очень, очень, очень откровенное.

Кадр из фильма “Романс Х”.
Мистерия Звука
Кадр из фильма “Романс Х”.