"Это место студенты-историки увековечили в песнях": в МГУ перестраивают здание бывшего гастронома

Возле 1-го гуманитарного корпуса МГУ реконструируют старое двухэтажное здание. Вплоть до начала 2000-х это было излюбленное место отдыха студентов, которые вступали тут в неравный бой с зелёным змием. Metro собрало трогательные воспоминания о гастрономе
"Это место студенты-историки увековечили в песнях": в МГУ перестраивают здание бывшего гастронома
Дмитрий Роговицкий
Так здание выглядит сейчас.

АРКАДИЙ ТАРАСОВ, доцент истфака МГУ: 

Дерзну сравнить статус гастронома для эмгэушников со значением питерского кафе "Сайгон" для ленинградцев. Всякий мог найти здесь свой круг общения. Это была точка притяжения университетской молодёжи, оазис нескончаемых дружеских бесед и жарких споров, пространство отдохновения после лекций, а для кого-то – и хронических прогулов. 

Однажды я увидел в гастрономе молодого тогда преподавателя. Он покупал портвейн, обсуждая при этом то ли глагольные формы шумерского языка, то ли хронологию какой-то египетской династии. Авторитет этого незаурядного учёного вырос в моих глазах многократно. Позже он стал очень известным востоковедом.  

ГЛЕБ ЗАПАЛЬСКИЙ, зам. заведующего кафедрой на истфаке МГУ: 

Это место было легендарным, чуть ли не священным! В 1999 году студенты увековечили его в песнях ко Дню историка. По сюжету абитуриент, увидев свою фамилию в списке поступивших, "в гастроном, как водится, пошёл". Другая песня полностью посвящена этому месту. Она называется "Гастроном, mon amour". Мелодия позаимствована у группы "Аквариум", которая пела про "Кострому mon amour". В нашем варианте были такие слова: 

"А над кафедрой лектор беспристрастен и хмур.  

Ах, халява, сестра моя, гастроном mon amour".  

Однажды на юбилейном концерте спеть её довелось и мне.  

Первое сентября 2000 года. У входа в гастроном яблоку негде упасть.
hist.msu.ru
Первое сентября 2000 года. У входа в гастроном яблоку негде упасть.

АЛЕКСАНДР РОГОВИЦКИЙ, выпускник экономфака МГУ:   

В семидесятые мы с другом пришли в гастроном в 10:30 утра для покупки коньяка, который хотели употребить на взятку – чтобы нам дали путёвки на черноморский курорт Сукко. Там находился лагерь МГУ.  

Коньяк нам сразу не продали, велели ждать полчаса: незадолго до этого вышло постановление Совета министров "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма" и спиртное в Советском Союзе стали продавать только с 11 утра до 7 вечера.  

Мы терпеливо постояли у прилавка и в итоге купили что хотели, но взятку дать постеснялись. Впрочем, в Сукко я всё равно поехал. И там познакомился с будущей женой.  

НАТАЛЬЯ КЛИМЕНКО, доцент факультета государственного управления МГУ:

В начале 90-х после либерализации цен в гастрономе вдруг появилось сливочное масло, которого не было в магазинах полгода.  Помню, 3 января я принимала экзамен, примчалась лаборантка с криком: "Масло дают!" Я ей отдала все деньги, какие были, она и мне купила. Это сейчас звучит смешно, а в эпоху дефицита нам было не до шуток.  

ДМИТРИЙ БЫКОВ, доцент Специализированного учебно-научного центра МГУ:  

В позднесоветские годы гастроном называли "стекляшкой". Любители выпить лёживали прямо перед ним, у входа. Студенты здесь уважали портвейн, "Три топора" обычно предпочитались "Солнцедару". Последний был обычной дешёвой "бормотухой". Опьянённый им человек, едва ощутив урчание в животе, терял связность речи и в тот же момент порывался озвучить внутренний монолог. За время, проведённое здесь, некоторые поплатились отчислением из вуза.  

Такой корпус появится на месте бывшего гастронома. В нём будут проводить обучение в рамках курсов и образовательных программ МГУ.
Предоставлено пресс-службой фонда "Интеллект"
Такой корпус появится на месте бывшего гастронома. В нём будут проводить обучение в рамках курсов и образовательных программ МГУ.

СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВ, выпускник истфака МГУ:   

Многие только до гастронома от метро и добирались – в учебный корпус уже не шли. Пить можно было и внутри (там стояли столики), но в основном делали это на цоколе легкоатлетического манежа в ста метрах от гастронома. Там вечно сидел кто-то с гитарой, плюс были странные личности, которые могли выменять на выпивку вашу шапку или пальто. 

Разумеется, влёк сюда не только алкоголь. Влекло общение. Для многих гастроном стал не менее важной alma mater, чем университетские аудитории. 

Незыблемость этого заведения казалась очевидной. Когда Садовничий на очередных выборах ректора МГУ заявил, что вместо гастронома будет интернет-кафе, то пришедшие на его тронную речь студенты захохотали. Поверить в гибель культового места было невозможно.   

ДМИТРИЙ РОГОВИЦКИЙ, выпускник истфака МГУ: 

Со времён царя Гороха в гастрономе висела  табличка. В числе тех, кто обслуживается вне очереди, там фигурировали ветераны Гражданской войны. "А участники Куликовской битвы обслуживаются бесплатно", – шутили мы. У входа дежурила «бутылочная мафия». Так мой друг Лёха называл помятого вида мужчину и женщину – бессменных добытчиков стеклотары.  

В 2001-м в гастрономе запретили продавать крепкий алкоголь, вскоре из продажи исчезло и пиво, а затем и сам магазин скапустился. 

В 2008-м руководство МГУ анонсировало возрождение гастронома в том же здании, но идея так и осталась на бумаге. Сейчас на огромной территории Университета (не считая Главного здания) нет даже продуктовой лавки.