"Фальконье головного мозга": как охотники за кирпичами возродили утраченное ремесло

В Музее архитектуры им. А. В. Щусева почти пять лет назад задумали провести выставку о стеклянных кирпичах фальконье – а в итоге восстановили и производство уникального строительного материала
"Фальконье головного мозга": как охотники за кирпичами возродили утраченное ремесло
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Стеклянные кирпичи фальконье модели №9 производства Российской империи.

Казалось бы, какие окна можно делать из кирпичей? Очень красивые, если кирпичи стеклянные. Изобрёл их в 1880-х годах швейцарский архитектор Гюстав Фальконье (1845–1913). Он посвятил кирпичам и технологии их укладки (а это дело непростое) почти всю жизнь и создал 16 моделей, из которых больше всего разошлись по миру № 8 и 9 – вертикальные, похожие на пчелиные соты. Кирпичи стали называться по имени своего изобретателя – фальконье. 

Старинный и современный стеклянные кирпичи фальконье модели № 8.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Старинный и современный стеклянные кирпичи фальконье модели № 8.

В конце XIX – начале XX века без кирпичей не могли обойтись европейские архитекторы. 

– Кирпичи непрозрачны, приглушают и рассеивают свет, весят меньше килограмма и хорошо держат тепло, – рассказывает Metro историк архитектуры, куратор выставки "Фальконье. Архитектура света" Никита Андреев. 

Архитекторы европейского модерна полюбили их и за красоту: в любом модном в ту эпоху доме было окно, оранжерея, потолки или галерея из фальконье. Каждый кирпич неповторим: из-за технологии ручного выдува ни один в точности не повторяет другой. 

Окно в церкви Воздвижения Креста Господня с применением фальконье № 9. Архитектор Ю. Н. Терликов, 1907–1913 гг., Хвалынск, Саратовская область.
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Окно в церкви Воздвижения Креста Господня с применением фальконье № 9. Архитектор Ю. Н. Терликов, 1907–1913 гг., Хвалынск, Саратовская область.

В обеих российских столицах сохранились сотни дореволюционных домов эпохи модерн с применением фальконье, причём список объектов их применения был максимально широк. 

– Однажды я видел их в дореволюционной каталажке для содержания пьянчуг и в помещении мусоропровода – кирпичи ещё и не пропускают запахи, – рассказывает Metro Андреев.

Лестница дома Кастель Беранже, архитектор Эктор Гимар, Париж, 1894–1898 гг.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Лестница дома Кастель Беранже, архитектор Эктор Гимар, Париж, 1894–1898 гг.

После Первой мировой войны в Европе разразился экономический кризис, цены на фальконье взлетели в 2,5 раза, и на смену красивым кирпичам ручной работы пришли прямоугольные прессованные стеклоблоки. Дольше всего фальконье просуществовали в СССР – в том числе и потому, что технология изготовления стеклоблоков пришла в страну позже. Буквально накануне Великой Отечественной войны давно забытые в Европе фальконье ещё делали на заводе в Гусь-Хрустальном для книгохранилища Государственной библиотеки имени В. И. Ленина (сегодня – Российская государственная библиотека). 

Фальконье № 9 из Гусь-Хрустального в книгохранилище Российской государственной библиотеки.
Мария Говтвань, Российская государственная библиотека
Фальконье № 9 из Гусь-Хрустального в книгохранилище Российской государственной библиотеки.

Кирпичи часто использовали в библиотеках и архивах – рассеянный свет, который они давали, не вредил ценным документам и бумаге в отличие от прямого солнечного и электрического. 

– Потом формы для изготовления фальконье на отечественных заводах приспособили для других целей, – рассказывает Никита Андреев и показывает Metro переделанный в бутылку округлый зелёный стеклянный кирпич: в конце 1940-х годов на заводе в Житомирской области форму для фальконье перерезали под станок для выдувания сосудов. 

Кирпич фальконье, переделанный в бутылку на заводе в Житомирской области, и образцы стеклоблоков, которые пришли ему на смену.
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Кирпич фальконье, переделанный в бутылку на заводе в Житомирской области, и образцы стеклоблоков, которые пришли ему на смену.

У бывшего директора Музея архитектуры имени А. В. Щусева Елизаветы Лихачёвой (сейчас она директор ГМИИ имени А. С. Пушкина) интерес к фальконье начался с дома Мельникова с его знаменитыми окнами-сотами. В 2019 году она поехала в Швейцарию в город Ньон, увидела там выставку, посвящённую Гюставу Фальконье, и предложила главе местного музея Венсану Либеру сделать такую же в Москве. 

– Он посмотрел на меня как на сумасшедшую, но каталог выставки подарил, – рассказывает Елизавета.

Пломбировочная печать стеклянного кирпича, надпись "Фальконье привилегия №14822".
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Пломбировочная печать стеклянного кирпича, надпись "Фальконье привилегия №14822".

Потом Либер приехал в Москву, Лихачёва записала с ним видеоинтервью в доме Мельникова, его увидел Никита Андреев – постепенно вокруг кирпичей образовался кружок энтузиастов, у которых, по их собственному признанию, "фальконье головного мозга". 

"А не попробовать ли нам к выставке сделать кирпичи?" – пришла кому-то в голову идея, и вот их уже выдувают в лаборатории экспериментального стеклянного производства NWGlass.lab в Петербурге. Так в России появилось единственное на сегодня в мире производство фальконье. Стеклодувы помогли восстановить пять исторических объектов в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде, и эта работа только началась.

Стена из современных фальконье в экспозиции Музея архитектуры им. А. В. Щусева.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Стена из современных фальконье в экспозиции Музея архитектуры им. А. В. Щусева.

Судя по всему, кирпичи фальконье вернулись в Россию надолго – ими уже заинтересовались современные российские архитекторы. И это очень радует Елизавету Лихачёву.

– Мне очень хочется, чтобы современная русская архитектура стала более авторской, – подчёркивает директор ГМИИ имени А. С. Пушкина и большой энтузиаст стеклянных кирпичей.