Долгожданное продолжение на большом экране в России не покажут. Впрочем, нам обещают цифровой релиз на сервисе HBO 30-31 мая 2022 года. Не дожидаясь этого, репортёр газеты Metro посмотрел ленту в Интернете с фанатскими субтитрами – и делится впечатлениями.
Прежде, чем смотреть "Тайны Дамблдора", ознакомьтесь с первыми двумя частями "Фантастических тварей". Иначе вы не поймёте, кто этот кудрявый парень с чемоданом и что связывает пухлого пекаря и готичную блондинку. И зачем один Дамблдор, которого все называют Криденс, пытается убить другого Дамблдора, которого все называют Дамблдор, и причём здесь третий Дамблдор, которого все называют "эй, бармен, коньячку кружечку!"
Действие "Тайн" разворачивается в период между двумя Мировыми войнами. Дух техногенного времени в фильме передан прекрасно: маги рассекают не на мётлах и каретах, но на шикарных тачках и поездах. Костюмы классические, атмосфера тревожно-нервная, краски – тёмные и сырые. Лента, того и гляди, скатится в военную драму, где юмор – это что-то инородное.
Но инородное – не значит плохое. В первой части "Тварей" Ньют Скамандер смешил нас любовными танцами с взрывопотамом. В третьей – страстной зумбой с тюремными скорпионами, которую вынужден танцевать и его серьёзный брат Тесеус. По-прежнему смешон храбрый пухляш–маггл Джейкоб – и не один, а в дуэте с ироничной Юлали Хикс, которая сражается как боевой офицер, но вообще-то она школьная учительница.
Отлично показан бой Криденса и Альбуса. Это наконец-то не дурацкая стрельба из палочек нитками энергии, как в "поттериане". Маги переворачивают мостовую, превращают дома в волны камней, мгновенно перемещаются в пространстве. Их магия – мощь, для которой нет законов физики.
А вот финальный бой Гриндевальда и Дамблдора как будто копирует бездарный поединок Поттера и Волдеморта из “Даров Смерти” – опять палочки стреляют как бластеры, а волшебники стоят в нелепо-героических позах как в боевиках 90–х. Конец боя, конечно, трогателен и символичен, но от двух великих волшебников ждёшь явно большего.
Отдельно скажем про Гриндевальда. Можно бесконечно смотреть на три вещи: огонь, воду и споры о том, кто играет злодея лучше – Джонни Депп или Мадс Миккельсен. Правда в том, что они разные. Депп играет фрика, трикстера и бунтаря, Мадс – респектабельного политика с брутальной харизмой, от спокойствия которого мороз по коже.
Второй фильм трилогии, "Преступления Гриндевальда", должен был раскрыть нам личность злодея. Увы, нам показали Санта-Барбару, где каждый волшебник другому брат, сват или зять, и вместо магических тварей танцуют двести слонов.
Третий фильм призван рассказать о лидере Светлых магов, Альбусе Дамблдоре, в исполнении Джуда Лоу. Но рассказывать нечего: Альбус из "Тварей" копирует Альбуса из "Гарри Поттера". Тот же пронзительный взгляд, та же фобия власти и мудрость пополам с цинизмом и манипуляторством.
Это вроде бы логично: Дамблдор в "Тварях" и "Поттере" – один и тот же герой, просто в "Тварях" ему около 50–60 лет, а в "Поттере" – за сотню. Но неужели великий маг не изменился за годы? Это странно.
Фильм вообще открыто спекулирует на знакомых (и любимых фанатами) образах из "Гарри Поттера". Гриндевальд и Розье – явная отсылка к Волдеморту и Беллатрикс в поттериане. Криденс с чёрной гривой и в длинной мантии стал копией молодого Северуса Снейпа, шпиона, зельевара и покорителя сердец фанаток. И также претендует на безусловную фанатскую любовь, но напрасно. Во-первых, Снейп был эмоционально уязвим, но крут и умён, а Криденс просто уязвим. Во-вторых... здесь мы подходим к главной проблеме фильма и трилогии вообще.
В "Фантастических тварях" нет главного героя. Нам дают пачку отличных персонажей, у каждого – харизма и своя драма. Но герои представлены так поверхностно, что зритель не успевает ни с кем сродниться. Повествование скачет от Ньюта к Альбусу, от Криденса – к Джейкобу, от Куинни к Юсуфу.
Политические противники Гриндевальда, Сантос и Тао, не раскрыты вообще. У Сантос есть лишь одна крошечная сцена без слов. У Лю Тао нет и этого.
Тем удивительнее, что финал фильма эмоционально силён. Жаль всех: маленького олененка–цилиня, который зовёт мертвого братика (сестричку?), Криденса, который-таки стал Дамблдором, Куинни и Джейкоба, а больше всех – Альбуса и Геллерта, которых от схватки удерживает, конечно, не Клятва, а кое-что другое.
Итог: "Фантастические Твари–3" – это мрачная, печальная и взрослая сказка о потерянных детях и растерянных взрослых. О мире, где есть магия, но нет чуда и волшебства. И о том, что на краю мира, который рушится, очень важно остаться настоящим Человеком – волшебный чемодан с тварями для этого необязателен.