Гарри Поттер "снёс" Печорина: библиотекари рассказывают, как привить детям любовь к чтению

Джоан Роулинг, Стивен Кинг, Ильф и Петров входят в топ-10 любимых писателей-классиков у современных детей. Это выяснилось на I Международном форуме школьных библиотекарей, организованном обществом "Знание" и Минпросвещения России. Metro побывало на съезде самых начитанных людей и выяснило, как всё-таки помочь детям не забыть Пушкина и Гоголя
Гарри Поттер "снёс" Печорина: библиотекари рассказывают, как привить детям любовь к чтению
Алексей Панов / РИА Новости
"Гарри Поттер" продолжает покорять российских школьников.

По данным исследования, которое провёл журнал "Чтение – детям", 60% ребят сегодня "залипают" на фантастику и фэнтези. 20% – увлекаются книгами по психологии. Классику читают всего 10%. Детям решительно не нравится описание – самый "занудный" тип изложения, обожаемый русскими писателями.

Также ребят раздражает "устаревшая" информация. Подросткам неинтересны люди XIX века. Ребята признались, что без сожалений "снесли" бы из программы Толстого, Достоевского, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, а добавить хотели бы Ильфа и Петрова, Рэя Брэдбери, Стивена Кинга, "Гарри Поттера". Получается не очень патриотично. Как вернуть младому племени вкус к родной словесности? Об этом Metro расспросило участников форума.

Наталия Иглина, заведующая библиотекой МБОУ "Эколого-биологический лицей №35" города Майкоп

– Мы придумали не просто читать, а играть в чтение. Во-первых, у нас в библиотеке появились "графические путеводители", комиксы по книгам школьной программы. Герои на картинках молодые, соответствуют детям по возрасту – это очень важно!

Во-вторых, мы используем "тихие книги" без текста, состоящие только из иллюстраций, а сюжет читатель придумывает сам. Удивительно, но этот метод показал свою эффективность именно среди старших. Подросток как бы "поселяется" в атмосфере книги, а потом начинает читать запоем нормальные произведения. Ещё детям очень понравились уроки "День с литературным героем": собираются учителя – математики, физики, биологии, химии и вместе с детьми обсуждают "Евгения Онегина". Попробуйте – очень интересно!

Яна Ветохина, педагог-библиотекарь МКОУ "Рогачёвская СОШ", Воронежская область, Новоусманский район, село Рогачёвка

Яна Ветохина
Газета Metro
Яна Ветохина

– По образованию я филолог, в сельскую школу пришла всего несколько лет назад – мне так понравилось! Оказалось, нужно не просто выдавать книги, а проводить кучу мероприятий. У нас много памятных дат – 9 Мая, 23 Февраля и так далее. Я рассказываю об исторических событиях, показываю мультфильмы, кино – всё это работает как "тизер": дети увлекаются, начинают интересоваться писателями, которые творили в разные эпохи – от Ивана Грозного до наших дней.

Виктория Чистякова, педагог-библиотекарь школы No 25 имени Братчиковой, Краснодарский край, Динской р-н, посёлок Зарождение

Виктория Чистякова
Газета Metro
Виктория Чистякова

– Когда я впервые пришла в школьную библиотеку, увидела пустое помещение и гору книг на полу. Привела книги в порядок, организовала церемонию "Посвящение в читатели". Детям очень понравилось: во-первых, они поняли, что читателем быть почётно. Во- вторых, книги бесплатные (некоторые даже не знали, что такое библиотека).

Изначально у нас было всего 50 книг. Тогда я провела акцию "Подари книгу библиотеке" – так у нас появилось ещё сто изданий, а потом принесла свои собственные книги – более двухсот. Дети читают запоем, а я ищу подход к душевным потребностям каждого, ведь книга – это психолог. Например, прочитал "Капитанскую дочку" и понял, что отчаиваться не нужно ни при каких обстоятельствах. Моя мечта – раздобыть для библиотеки "Гарри Поттера", все семь томов. На маркетплейсах дороговато – почти пять тысяч рублей.

Павел Буров, учитель русского языка и литературы школы города Шимановска Амурской области, студент филфака Благовещенского государственного университета

Павел Буров
Газета Metro
Павел Буров

– Мне 22 года, но я всегда был книгочеем: у бабушки была замечательная библиотека. В первом классе меня наказали: поставили в угол. Я увидел на полке книгу "Маленький принц" и с тех пор провалился в чтение. Сейчас у меня шестой и восьмой классы. Младшие занимаются сами, им интересно читать, а старшие... Иногда руки опускаются, не знаю, как их замотивировать. Приехал сюда за опытом и уже понял: детям нужна личная заинтересованность, человек должен чувствовать, что у него есть много общего с тем или иным персонажем, тогда он будет читать.