Герои пьес Островского "поделились" своими проблемами с психологом Михаилом Лабковским

31 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Островского. А на следующий день, 1 апреля, отмечается День смеха. Мы решили объединить эти два праздника, разыграв Михаила Лабковского
Герои пьес Островского "поделились" своими проблемами с психологом Михаилом Лабковским
Фильм "Жестокий романс" (Эльдар Рязанов, 1984 год).

Самый популярный психолог России каждую неделю отвечает на письма наших читателей. А с начала этого года к нему начали приходить вопросы ещё и от героев пьес Островского. Михаил Александрович дал советы и Катерине из "Грозы", и Карандышеву из "Бесприданницы". Если бы у этих героев была возможность прочитать его ответы, то их жизнь сложилась бы совсем по-другому...

Катерина, пьеса "Гроза":

"Три года назад я вышла замуж. Всё это время мы живём со свекровью, и это настоящий ад – она мне дышать не даёт, настоящая стерва. Муж обещает, что, как только у нас будет возможность, мы съедем в отдельное жильё, но я подозреваю, что его всё и так устраивает. А я больше не могу, плачу каждый день. Недавно я познакомилась с мужчиной, он начал за мной красиво ухаживать, и, в общем, у нас всё случилось. Мне очень стыдно, но ничего не могу с собой поделать – влюбилась как школьница. Мне жалко мужа, он неплохой, но маменькин сынок и мне с ним скучно. Любовник классный, мне с ним хорошо, но он меня замуж не зовёт и вообще ничего с ним не понятно. Что мне делать?"

"Гроза" (постановка Малого театра, 1977 год).
"Гроза" (постановка Малого театра, 1977 год).

Ответ Михаила Лабковского:

Катерина, что вам делать – разбираться с тем, чего вы вообще хотите. Хотите продолжать жить с "неплохим" мужем (кстати, "неплохой" – довольно странное определение любимого человека) и его мамой, которая вас изводит, – живите. Не хотите – разводитесь. Хотите – вообще сами позовите любовника "замуж" и проговорите вашу ситуацию, чтобы было "понятно". Кажется, вам вообще пора научиться опираться и рассчитывать только на себя – в том числе и в финансовом плане, чтобы быть в состоянии позволить себе отдельное жильё и не ждать, пока другие поменяют невыносимую для вас ситуацию.     

Меропия Давыдовна Мурзавецкая, пьеса "Волки и овцы": 

"Я вдова. Из ближайших родственников есть только племянник, ему 24 года. Он мне как сын. Живёт со мной в моей квартире. Отслужил в армии, но ничего не хочет делать. Нигде не работает, постоянно клянчит у меня деньги и пропивает их. Меня многие знают в нашем районе и часто жалуются на него – мол, "поговори с ним, ведь он тебя позорит". А ещё он занимает деньги у моих подруг, а отдавать долги приходится мне. Пыталась поговорить с ним – толку никакого, психует. Хотела познакомить его с девушками, надеялась, одумается... Но ничего не получилось – кроме его любимой собаки, ему никто не нужен. Подскажите, пожалуйста, что мне с ним делать и как его образумить?"

"Волки и овцы" (постановка Малого театра, 1973 год).
"Волки и овцы" (постановка Малого театра, 1973 год).

Ответ Михаила Лабковского:

Не надо ничего с племянником делать – ни невест ему искать, ни пытаться "образумить". Он уже совершеннолетний, это его жизнь. И уж тем более не надо давать ему деньги и кормить за свой счёт. И подруг своих попросите больше ему ничего не одалживать: объясните, что возвращать за него не будете, а сам он точно не отдаст. И жить под одной крышей с племянником не надо тоже: опять же, потому что он взрослый, совершеннолетний.Поймите простую вещь: пока вы будете продолжать его кормить и давать ему деньги, мотивация что-то делать в жизни у него так и не появится. Ему и так хорошо, удобно. И говорю я так не потому, что он вам племянник, а не сын – с ребёнком я бы предложил поступить точно так же.  Вместо того чтобы тратить свои время, нервы и деньги на племянника, переключитесь на себя и живите своей жизнью: работайте, ищите свои собственные интересы. Удачи. 

Юлий Карандышев, "Бесприданница": 

"Я сделал предложение девушке, которую давно люблю, и она согласилась. Я офигел – за ней ведь постоянно вьются всякие мажоры. Трое и сейчас продолжают свои подкаты, хоть и знают про нас. Я вынужден общаться с ними в одной компании и прямо чувствую, как они смотрят на меня как непонятно на что. Но она выбрала меня, а не кого-то из них! Однако я всё равно чувствую себя странно – может, это ревность? Ведь она и с ними зачем-то продолжает общение! Как убрать этих уродов из её жизни?"

Фильм "Жестокий романс" (Эльдар Рязанов, 1984 год).
Фильм "Жестокий романс" (Эльдар Рязанов, 1984 год).

Ответ Михаила Лабковского:

Юлий, всё в вашем письме было вполне понятно и объяснимо – ровно до последнего предложения. Вам надо не "уродов" из жизни любимой девушки "убирать", а разбираться с собственной самооценкой, она у вас явно заниженная. И ваше удивление, что девушка всё-таки выбрала именно вас, и ревность к её ухажёрам – это всё про неё, про вашу самооценку. Вы что, считаете, что ваша невеста теперь не имеет права общаться с другими мужчинами? Завязывайте с таким подходом, пока не задушили её своей ревностью и не разрушили отношения, а для этого, повторюсь, работайте над самооценкой. Если же что-то в поведении девушки вам неприятно, вы можете прямо ей об этом сказать, а дальше уже она решит, меняться или нет.

Алексей Буланов, пьеса "Лес": 

"Я собираюсь жениться на женщине старше меня – бывшей подруге моей матери. Ей 50, а я пока учусь в институте. Недавно стали жить вместе. Она мне во всём помогает – как морально, так и материально. Я не вижу в этом ничего плохого, а вот мои друзья над этим стебутся. Как мне объяснить им, что это нормально в наше время, какими словами?"

Фильм "Лес" (Владимир Мотыль, 1980 год)
Фильм "Лес" (Владимир Мотыль, 1980 год)

Ответ Михаила Лабковского:

Алексей, а зачем вообще кому-то что-то объяснять, доказывать? Вы имеете право жить так, как вам нравится, с тем, с кем вам нравится, а ваши друзья – относиться к этому так, как они хотят. Другое дело, что терпеть по отношению к себе поведение, которое вам неприятно, вы не обязаны, о чём можете им прямо сказать. Текст такой: мне эти слова и этот тон неприятны, или завязывай с этим, или я пошёл. Продолжишь так себя вести – до свидания. Это, кстати, касается любой коммуникации.

Григорий Незнамов, пьеса "Без вины виноватые": 

"Я вырос в приёмной семье, отчим относился ко мне достаточно хорошо, но после его смерти жизнь мою нельзя назвать счастливой или идеальной. Я очень много времени провёл, размышляя, как родная мать могла меня бросить. Недавно я узнал, что мама жива (рассказали дальние родственники). Она уверяет, что никогда бы меня не бросила, она даже не знала, что я выжил: якобы её обманули и она только недавно узнала, что я жив. Похоже на сказку. Могу ли я ей верить? Про отца она не хочет говорить... Я не понимаю, что делать, как наладить контакт, как научиться верить женщинам вообще. Подскажите, что делать?"

Фильм "Без вины виноватые" (Владимир Петров, 1945 год)
Фильм "Без вины виноватые" (Владимир Петров, 1945 год)

Ответ Михаила Лабковского:

Григорий, я не знаю, можете ли вы верить матери, для этого нужно больше подробностей. Одно могу сказать наверняка: вы в любом случае можете быть благодарным маме хотя бы за то, что она вообще вас выносила и родила, а не сделала аборт. Возможно, она просто не была готова стать матерью – например, потому что сама ещё была юной и инфантильной. Или потому что в целом была таким человеком. Или ей казалось, что сама она вас «не потянет» и в приёмной семье вам будет лучше. В любом случае какой смысл на неё за это обижаться?Что касается «наладить контакт» – двигайтесь маленькими шагами, но только если вам и правда хочется поддерживать с мамой общение, а не отношения выяснять или предъявлять ей претензии. И с женщинами так же: они не ваша мама. Знакомьтесь, общайтесь, ходите на свидания. Если почувствуете себя некомфортно, если не понравится отношение к вам – "соскакивайте". Для того чтобы говорить об этом подробнее, надо опять же больше деталей.