Говорят как пишут. Актрисы РАМТ показали виртуозное владение красивой сценической речью

Режиссёр Алексей Золотовицкий перенёс на сцену Российского академического молодёжного театра роман Марины Степновой "Женщины Лазаря"
Говорят как пишут. Актрисы РАМТ показали виртуозное владение красивой сценической речью
РАМТ
Галина Петровна, Лидочка и Маруся рассказывают о себе.

О чём спектакль

Хоровод любви и ненависти 

Лидочка, Галина Петровна и Маруся – три поколения семьи Линдт. В 1918 году будущего гения-ядерщика Лазаря Линдта, смешного юношу-сироту в тулупе, усыновила добрая бездетная Маруся. Он стал членом её семьи и втайне полюбил совсем не сыновьей любовью – женщину старше себя на 30 лет. После войны в закрытом городе Энске он, уже старичок и светило советской науки, влюбляется в молоденькую Галину Петровну и похищает в новую для неё безбедную жизнь. Галина Петровна искренне ненавидит своего престарелого мужа: "За четыре года вдовства она забыла чувство омерзения к нему". Спектакль начинается со сцены самоубийства внучки Лазаря Линдта Лидочки, унаследовавшей его гениальность и опасное для чувств Галины Петровны внешнее сходство. Лидочка "живёт как породистая болонка", но тоскует по полному любви дому, который был у счастливой Маруси и которую любили все, "даже цветы". Гениальный физик появляется на сцене то в виде наброшенного на стул пиджака, то "выглядывает" из Лидочки, нарядившейся в его тулуп.

Лазарь Линдт появляется в доме Маруси.
РАМТ
Лазарь Линдт появляется в доме Маруси.

Впечатления

Танец слов

От сценической адаптации плотно набитого эпитетами, причастиями и вставными конструкциями романа Марины Степновой ждёшь облегчённой версии этого стилистического фейерверка, но не тут-то было. Три героини со сцены произносят такой же густой, изобилующий грамматическими украшениями текст, причём с ясностью и скоростью, которой позавидовал бы какой-нибудь чемпион по скороговорению. В потрясении навострив уши и опасаясь пропустить что-то важное, до конца спектакля уже не можешь оторвать глаз от трёх актрис на сцене. На электронных часах мелькают годы, военные в произвольном порядке чередуются с позднесоветскими, обозначая хронологические пункты развернувшихся на сцене драм нескольких женских поколений одной семьи. Актёрское трио из Антонины Писаревой, Дарьи Семёновой и Анны Ковалёвой движется в этом условном временном потоке в каком-то удивительном танце, где слово вырастает из жеста, а движения расцветают из слов. В идиллических семейных сценах это практически грации с "Весны" Боттичелли, в драматических – потемневшие от сарказма танцовщики Матисса. Полных два часа без антракта пролетают абсолютно незаметно. 

Женщины Лазаря в танце.
РАМТ
Женщины Лазаря в танце.

Фишки

Вплотную к сцене

Зрители заходят в зал через сцену и рассаживаются на семи рядах нависающих над ней кресел, оказываясь в энергетическом поле сценического действия. Теперь мы соучастники женских драм: вдыхаем пары диоровского "Пуазона" за немыслимые триста рублей, которым окропляет себя Галина Петровна, курим с ней папиросы, что должны убить её будущего ребёнка, и очень хотим бросать вместе с Марусей в муку роскошное пышное тесто. "Оказалось, что это так просто, надо всего-навсего набрать полную грудь воздуха и сказать, просто сказать: я хочу остаться", – последние слова Лидочки со сцены звучат как настоящий манифест жизни. Не факт, что этот спектакль оценят мужчины, но наверняка отметят все, кто соскучился по красивому и сложному сценическому слову. 

Отзывы

"Для 8 марта очень подходит"

"Нет, это цветы не артистам, а мои. Хотя, может, артистам отдать?"

"Книга классная, спектакль очень похож".