Как Илон Маск развратил целое поселение бразильских индейцев

Илон Маск предоставил им доступ к спутникам Starlink для обучения, а они быстро подсели на контент для взрослых и игры, забыв про жизненно важные обязанности
Как Илон Маск развратил целое поселение бразильских индейцев
Cкриншот из видео Youtube / Flora Dutra
Члены бразильского племени марубо с оборудованием от Starlink.

Народ марубо издавна живёт вдоль реки Итуи в глубине тропических лесов Амазонки. У них есть собственный язык, они принимают аяуаску – напиток-отвар с галлюциногенными свойствами, чтобы общаться с лесными духами, а также ловят паукообразных обезьян, чтобы сварить из них суп или держать в качестве домашних животных. 

Они сохранили этот образ жизни на протяжении сотен лет благодаря изоляции – до некоторых деревень нужно добираться в течение недели. Но в сентябре 2023 года у одного из племён марубо численностью 2000 человек благодаря Илону Маску появился высокоскоростной Интернет. И всего за девять месяцев они стали куда больше похожи на нас. 

Поначалу всё шло по плану: индейцы обучались новым навыкам, включая поведение в экстремальных ситуациях, и поддерживали связь с родственниками, живущими за пределами деревни. Однако через какое-то время молодёжь перестала учиться и работать, предпочитая проводить время за просмотром порнографии и играми, при этом став агрессивной. 

Поскольку индейцы сами добывают себе пропитание,  старейшины были вынуждены ввести ограничения. Интернетом разрешили пользоваться лишь два часа утром, пять часов вечером и весь день в воскресенье. Однако многие взрослые считают, что главы племени припозднились с принятием этого решения – у некоторых соплеменников уже возникла зависимость. 

Цифра
2000
количество индейцев из племени мурабо

"Молодые люди стали ленивыми из-за Интернета, – рассказала корреспонденту The New York Times 73-летняя жительница племени Цайнама Марубо. – Они учатся жить так, как живут белые люди". 

Но решать проблему с помощью полного ограничения доступа в Сеть жителям удалённых от цивилизации общин было бы неправильно, считает этнограф и путешественник Михаил Резяпкин. 

– Да, они рискуют потерять свою самобытную культуру. Но изолировать их мы не имеем права. Мы должны помогать им, как люди с большим опытом. Детям хочется, например, смотреть футбол, пить колу. Есть другие взгляды, что нужно их оградить от этого. Но тогда получается как с животными зоопарке – люди в резервации. Нельзя так относиться к малым народам. Нужно грамотно и деликатно их интегрировать. 

И здесь, по словам эксперта, существует тонкая грань между помощью и вредом.  

– Я бы сравнил индейцев с детьми. Им Интернет, конечно, важен, но их нужно к нему приобщать. Жители отдалённых племён, не находящиеся в прямом потоке массовой культуры, достаточно уязвимы. Если им дать бесконтрольный доступ в Сеть – они начнут катиться вниз по наклонной. Как и любая культура, Интернет должен приходить постепенно. 

Да и остановить прогресс не получится, подчеркнул Резяпкин. Интернет в Амазонии с каждым годом прокладывается во всё более удалённые уголки.