
Космонавт стал оппозиционером
Сириец Мухаммед Ахмед Фарис стал первым представителем Ближнего Востока на станции "Мир". Как и тогдашний президент этой страны Хафез Асад, он был военным лётчиком и был отобран в отряд космонавтов в 1985 году. После начала гражданской войны в Сирии харизматичный бывший космонавт примкнул к противникам президента Башара Асада, в 2017 году был назначен министром обороны в оппозиционном правительстве в изгнании. В 2024 году Фарис умер в Турции в возрасте 72 лет.
Читал коран на орбите
Абдул Ахад Моманд, военный лётчик из Афганистана, совершил стыковку на корабле "Союз ТМ-6" со станцией "Мир" в августе 1988 года. На борт космонавт взял Коран, что было позитивно воспринято мусульманами всего мира. На орбите афганец прочитал одну из сур священной книги.
"В ней говорилось о мире, милосердии, доброте, любви к ближнему – всём том, в чём так нуждается истерзанная родина Абдула Ахада". Так он писал в 1988 году журнал "Эхо планеты".
В 1996 году, когда власть в Афганистане впервые захватили талибы, космонавт был в командировке за границей и на родину больше не возвратился. В получении российского гражданства ему отказали, и Моманд переехал в Германию, где и живёт сейчас.
Полетал на "Мире" и на шаттле
В советской программе "Интеркосмос" участвовали космонавты соцстран, но в ноябре 1988 года на станцию "Мир" отправился французский космонавт Жан-Лу Кретьен. Его полёты стали возможными благодаря особым отношениям СССР и Франции, которая, хотя и состояла в НАТО, проводила независимую политику. Кретьен стал и первым космонавтом Европы, который вышел в открытый космос. В 1997 году он совершил полёт по программе NASA на шатле Altantis. Летом 1998 года космонавт получил гражданство США и в возрасте 66 лет начал работать в NASA. В 2000 году герой получил тяжёлую травму – в магазине на него упал станок – и долго восстанавливался. Кретьен любит Россию и приезжал в страну в 2018 году.
Вёл передачи о лягушках
Ставший первым японцем в космосе Тоёхиро Акияма до полёта на станции "Мир" не имел никакого отношения к этой профессии и работал журналистом в телекомпании TBS. Старт Акиямы в декабре 1990 года можно считать первым советским коммерческим космическим путешествием в СССР. Японская сторона заплатила за отправку своего сотрудника более $25 млн. На орбите тот пробыл чуть больше недели. За Акиямой с восхищением наблюдали школьники, которым он рассказывал, как переносят невесомость лягушки. Правда, как выяснилось, подготовка самого космонавта была недостаточной, и на станции он начал испытывать проблемы с вестибулярным аппаратом. После полёта журналист снимал кино, преподавал в университете и занимался выращиванием органической еды. В одном из интервью он даже признавался, что до своего старта "ненавидел космос".