Как её запуск повлиял на городскую транспортную систему, сколько времени пассажиры экономят в дороге и почему проект Большой кольцевой линии не имеет мировых аналогов, рассказали Metro руководитель Стройкомплекса Москвы Андрей Бочкарёв и представители холдинга "Мосинжпроект"
!["Историческое событие" Как БКЛ изменила столицу](https://static.gazetametro.ru/media/20240301120320/a33211bd-ec47-4756-9788-785ba5702092.jpg)
AO "Мосинжпроект"
Станция "Сокольники" БКЛ
![Андрей Бочкарёв, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства](https://static.gazetametro.ru/media/20240301120320/9647841f-9be7-46f6-9bd1-c8e60cff8ec5.jpg)
AO "Мосинжпроект"
Андрей Бочкарёв, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
ЦИТАТА
Открытие БКЛ стало историческим событием для Москвы и всего столичного метростроения. Большое кольцо кардинально изменило транспортную географию города. Миллионы жителей Москвы и Подмосковья получили возможность составлять более быстрые и удобные маршруты, экономя до 45 минут времени в поездках. Почти на четверть разгрузились самые востребованные станции метро и Кольцевая линия, благодаря чему в подземке стало свободнее. Снизилась и нагрузка на дороги, ведь многие горожане отказались от поездок на личном транспорте и теперь пользуются метро. Техническая возможность, заложенная ещё на стадии проектирования БКЛ, позволяет тянуть от неё радиальные линии метро в любую точку города. Так, уже в этом году планируем завершить основные строительные работы на первом участке Троицкой линии, на очереди – создание Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской. Большое кольцо также дало мощный импульс развитию прилегающих к нему территорий, где сегодня строится жильё, инфраструктура и создаются новые рабочие места.
![Юрий Кравцов, генеральный директор АО "Мосинжпроект"](https://static.gazetametro.ru/media/20240301120320/8ec1868e-cd19-4a13-8149-f6353c060be5.jpg)
AO "Мосинжпроект"
Юрий Кравцов, генеральный директор АО "Мосинжпроект"
ЦИТАТА
Большое кольцо метро – уникальный инфраструктурный проект, над реализацией которого трудились тысячи специалистов, включая сотрудников холдинга "Мосинжпроект". Можно смело говорить о том, что этот проект стал результатом грамотной административно-организационной работы и профессионального взаимодействия руководства города, его жителей, строительных и транспортных организаций. Всего за год, прошедший со дня полного запуска, БКЛ стала неотъемлемой частью транспортной системы столицы. Сегодня команда холдинга продолжает работу по усовершенствованию инфраструктуры Большой кольцевой линии. С вводом в эксплуатацию "Аминьевского" количество электродепо, обслуживающих БКЛ, увеличилось до трёх. В ближайшее время пассажиры БКЛ получат более комфортные пересадки на радиальные направления Московского метрополитена, на некоторых станциях будут открыты дополнительные вестибюли и входные павильоны.
Цифры
- 45 минут – составила экономия времени в пути с запуском Большой кольцевой линии
- 450 км – проезжает один поезд на БКЛ в среднем за сутки. Это больше, чем расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода
![Павел Дудулин исполнительный директор по девелопменту АО "Мосинжпроект"](https://static.gazetametro.ru/media/20240301130348/7a4e4e5c-7d95-4563-961d-edfa169ee952.jpg)
AO «Мосинжпроект"
Павел Дудулин исполнительный директор по девелопменту АО "Мосинжпроект"
ЦИТАТА
Запуск Большой кольцевой линии не только улучшил транспортную доступность столичных районов – сами станции БКЛ служат драйверами развития территорий. На их базе формируются городские вокзалы, включающие в себя помимо пересадочной инфраструктуры коммерческие площади и социальные объекты, создающие новые рабочие места. Так, одним из крупнейших транспортных хабов, направленных на создание нового центра деловой и общественной активности за пределами центра Москвы, становится пересадочный комплекс "Нижегородская". В составе одной из самых глубоких станций БКЛ, "Савёловской", появится современный гостиничный комплекс, а городской вокзал Текстильщики дополнит торгово-развлекательный центр, в котором расположится также офис "Мои документы".
![Валерий Кивлюк, исполнительный директор-руководитель дивизиона по строительству метро АО "Мосинжпроект"](https://static.gazetametro.ru/media/20240301130348/3598bb82-49ee-4620-8a2a-30de8b7cca4e.jpg)
AO «Мосинжпроект"
Валерий Кивлюк, исполнительный директор-руководитель дивизиона по строительству метро АО "Мосинжпроект"
ЦИТАТА
Большая кольцевая линия метро остаётся для нашей компании самым масштабным проектом в части инновационных разработок и сложных инженерных решений. Годовщина запуска движения по БКЛ воспринимается нами как личное достижение каждого члена команды холдинга и напоминает о важности работы, которую мы выполняем на благо города. БКЛ для нас – это не просто ещё один завершённый строительный объект компании, это 31 уникальная по своему оформлению станция, самые длинные в России двухпутные тоннели, десятки пересадок на другие транспортные маршруты города. За этот год проект Большой кольцевой линии многократно отмечен отраслевыми наградами и премиями, и даже был включён в Книгу рекордов России.
![Константин Маслаков, генеральный директор "МИПСТРОЙ 1"](https://static.gazetametro.ru/media/20240301130352/e46c8d23-1ff7-44b7-9ed2-f34ee3245478.jpg)
AO «Мосинжпроект"
Константин Маслаков, генеральный директор "МИПСТРОЙ 1"
ЦИТАТА
Большое кольцо – символ всей программы развития московского метро. Для его реализации были разработаны передовые инженерные решения, сконцентрированы все производственные мощности и ресурсы. Например, чтобы обеспечить масштабное строительство в сжатые сроки, для проведения проходческих работ были задействованы современные тоннелепроходческие комплексы. В общей сложности 33 ТПМК вели проходку тоннелей Большого кольца (при этом в 2020 году столичные метростроители установили мировой рекорд Гиннесса по щитовой проходке – тогда на строительстве метро одновременно работали 23 проходческих щита). Кстати, по старой традиции ТПМК называют женскими именами – "Лилия", «"Виктория", "Надежда", а один и вовсе получил символичное имя "Победа".
![Александр Мягков, директор направления строительства – главный инженер АО "Мосинжпроект"](https://static.gazetametro.ru/media/20240301130352/1d08229f-7c4f-4a0b-82f2-6a8e4b7f6392.jpg)
AO «Мосинжпроект"
Александр Мягков, директор направления строительства – главный инженер АО "Мосинжпроект"
ЦИТАТА
С инженерной точки зрения Большая кольцевая линия стала для нашей команды одним из самых сложных проектов. Для обеспечения надлежащей работы и интеграции станционных комплексов в систему действующего метрополитена на каждом из них в среднем было смонтировано порядка 55 инженерных систем. БКЛ – это тысячи единиц высокотехнологичного оборудования, а длина проложенной на БКЛ кабельной продукции превышает половину длины экватора.
![Михаил Надот, заместитель генерального директора АО "Мосинжпроект" по инжинирингу](https://static.gazetametro.ru/media/2024030114030/ccc0e139-abea-4b83-8163-40254a19f3ce.jpg)
AO «Мосинжпроект"
Михаил Надот, заместитель генерального директора АО "Мосинжпроект" по инжинирингу
ЦИТАТА
За годы работы над проектом Большой кольцевой линии команда "Мосинжпроекта" достигла успеха в области применения и совершенствования технологий информационного моделирования на стройке. Разработка и использование общей цифровой среды, необходимой для управления всем проектом, позволили избежать коллизий и задержек сроков исполнения работ. Более того, компания успешно интегрировала в работу российское программное обеспечение, что также положительно отражается на сроках и качестве строительства. На сегодняшний день мы успешно масштабируем полученные разработки на другие проекты, реализуемые с участием холдинга.
![Рустам Черкесов, генеральный директор проектного института "Мосинжпроект"](https://static.gazetametro.ru/media/20240301130356/280d6012-4d4f-42ca-97cf-acbd46a74151.jpg)
AO «Мосинжпроект"
Рустам Черкесов, генеральный директор проектного института "Мосинжпроект"
ЦИТАТА
Три станции, ранее существующие, были полностью реконструированы и интегрированы в Большую кольцевую линию с участием специалистов проектного института холдинга
"Мосинжпроект". Работы на "Каховской", "Варшавской" и "Каширской" проведены с большим вниманием к деталям отделки, представляющим историческую ценность. Уникальные барельефы, панно, элементы освещения и отделки вернулись на платформы в обновлённом виде, полностью сохранив свою аутентичность. Практика по сохранению уникальных художественных элементов при создании Большой кольцевой линии (БКЛ) метро была высоко оценена на II Международном симпозиуме НК ИКОМОС.
![](https://static.gazetametro.ru/media/20240301120332/d20e7025-63f2-47a0-a835-5ac0afcc5a19.jpg)
AO "Мосинжпроект"
Только факты
- Длина БКЛ — 70 км. Это самое длинное метрокольцо в мире.
- При строительстве Большой кольцевой линии установлен национальный рекорд по протяжённости двухпутных тоннелей – 11 568 метров. Результат официально зафиксирован в Книге рекордов России.
- В мегапроекте по строительству БКЛ участвовало около 20 тысяч специалистов, работы велись круглосуточно, в три смены. В пиковый период строительства БКЛ в сутки на участках трудилось более 11 тысяч человек.