"Клинтон, Гайдар, Гир": Феклистов снимал в эпоху, когда уже не было постановки

Это были уже живые, эмоциональные кадры, в которых ощущался дух свободы. Фоторепортёры работали с невероятным драйвом и изобретательностью. Они буквально утоляли кадровый голод, который испытывали в подцензурные годы
"Клинтон, Гайдар, Гир": Феклистов снимал в эпоху, когда уже не было постановки
Юрий Феклистов
Егор Гайдар легко согласился на предложение диггеров прогуляться под землёй в центре Москвы. 1995 год.

Кстати, именно так – "Кадровый голод" называется выставка работ Юрия Феклистова, которая сейчас проходит в "Ельцин-центре".

Известность пришла к Юрию в конце 80-х. Он работал в журнале "Огонёк", и его репортажные снимки политиков, актёров, бизнесменов знала вся страна. Он одним из первых оказывался на месте, когда в столицу приезжали знаменитости. 

Каприз голливудской звезды

– В 95-м на Московский кинофестиваль приехал Ричард Гир. Президентом ММКФ тогда был Сергей Соловьёв, а директором – Александр Абдулов. Соловьёв дружил с Гиром и пригласил его в качестве почётного гостя, – рассказывает Metro Юрий Феклистов. – Конечно, не обошлось без сюрпризов: Никита Михалков на выходные заказал самолёт! И вывез всех звёздных гостей в Нижний Новгород. Там арендовали корабль, и направились на нём в Макарьевский монастырь. 

По словам Феклистова, который тоже находился в числе гостей, на берегу Волги был устроен пикник. Ричард Гир почти всю поездку проспал в каюте, а когда проснулся, корабль причалил к берегу. 

– Он вышел с переводчицей, по сторонам посмотрел, а там уже гостей фестиваля  встречала толпа. Гир глянул и пересказал: Many people! – "Очень много людей". И вернулся в каюту! 

Юрию запомнилось, как организаторы фестиваля уговаривали актёра выйти погулять – его уже ждали зрители. Ричард согласился прогуляться по монастырю, и там же его угостили рыбным супом – настоящей русской ухой! Это название он старался запомнить и даже несколько раз повторял вслух. 

– И вот после ухи Гир "оттаял". Ему стало теплее от того, что его так хлебосольно встретили. Он увидел, что никакой опасности для него нет, люди его любят и им интересно на него посмотреть. Ну а то, что он сначала отказывался выходить, мы расценили как такой милый каприз голливудской звезды.  

Снимок с Ричардом Гиром получился необычным по композиции: милиционеры словно встали вокруг него в хоровод.
Юрий Феклистов.
Снимок с Ричардом Гиром получился необычным по композиции: милиционеры словно встали вокруг него в хоровод.

Клинтон улыбнулся и помахал Юрию

В январе 1993 года Билл Клинтон приехал на деловую встречу в Москву с тогдашним президентом России Борисом Ельциным. Визит продолжался с 14 по 17 января. Президенты обсудили экономическое сотрудничество и вопросы безопасности. Юрий вспоминает, как присутствовал на официальной встрече двух глав государств, в конце которой Борис Ельцин подарил американскому президенту меховую шапку-ушанку, что вызвало восторг у гостя.

– Вообще, я наблюдал за Клинтоном, меня поразили его человечность, доброжелательность, искренний интерес к нашей стране. Было видно, что ему нравится поездка! Я переживал, что не успею сделать самый удачный кадр, когда мы вышли на улицу. Клинтона окружили фоторепортёры. Я его окликнул, когда он собирался садиться в машину: "Мистер президент! Мистер президент!" Он улыбнулся, помахал мне рукой, и я снял тот самый кадр, которого ждал, – тёплый и душевный! 

Билл Клинтон в подаренной Борисом Ельциным меховой шапке-ушанке в центре Москвы. 1993 год.
Юрий Феклистов
Билл Клинтон в подаренной Борисом Ельциным меховой шапке-ушанке в центре Москвы. 1993 год.

Жерар Депардье был рад русским гостям

– Это был 98-й год, мы с коллегами поехали к нему в гости – во Францию, в город Анжи, где у Депардье был замок и рядом – виноградники. Я ездил от журнала "7 дней" и стремился запомнить как можно больше интересных деталей. В замке Депардье  накормил нас вкусным обедом – такая восхитительная деревенская французская кухня, в которой много чего было, например куриная грудка, запечённая каким-то особым способом. У него тогда был роман был с Кароль Буке, она нам накрывала на стол. А потом, когда мы уезжали, он подарил нам по три бутылки вина из своей винодельни. Конечно, показал замок, провёл экскурсию, но сетовал, что дорого его содержать. 

По словам Юрия, вместе с актёром русские журналисты провели пять часов на его угодьях, изучая виноградники, о которых Депардье с гордостью рассказывал. Объяснял, какая должна быть лоза и как правильно собирать виноград, чтобы он не потерял своих свойств, необходимых для изготовления вина. 

– Видно было, что Жерар прекрасно во всём этом разбирается. Он нас потом свозил и на собственный винзавод, который есть и сейчас, показал, как налажено производство.  Наш коллега Кирилл Привалов, который дружил с Депардье и организовал эту поездку к нему, подсказал мне: "Подари ему фотографию, свою знаменитую, где Ростропович с автоматом". Депардье дружил с Ростроповичем – Мстислав Леопольдович жил в Париже. Актёр был счастлив, получив такой подарок! 

Для Жерара Депардье собственные виноградники стали настоящей гордостью.
Юрий Феклистов
Для Жерара Депардье собственные виноградники стали настоящей гордостью.

Застрял в лифте с Солженицыным

– Я воспринимал Александра Исаевича как личность большого масштаба, нобелевского лауреата, но вместе с тем и как человека, который тосковал по России и наконец возвратился, – вспоминает Юрий Феклистов. 

Снимок, когда писатель выходит из самолёта, Юрий сделал во Владивостоке.  

– Когда-то, вынужденно покидая СССР, он улетал на запад, а уже через много лет возвратиться решил с востока, то есть словно сделал круг вокруг земли. Такая у него получилась необычная задумка. Солженицын решил посмотреть страну – как она изменилась, и два месяца потом провёл в поездках, общался с людьми – он ехал по России на поезде. Его встречали как героя...

А когда писатель только прилетел во Владивосток с женой Натальей Дмитриевной и двумя сыновьями, Ермолаем и Степаном, Юрий успел с ними поговорить. Ещё один сын – Игнат, пианист, не смог приехать – был на гастролях.  

– Я пообщался с Ермолаем и Степаном, и знаете, что меня тогда поразило? Спросил, не забыли ли они русскую речь и есть ли у них какая-нибудь любимая русская песня. Не сговариваясь, парни назвали песню Высоцкого "На братских могилах не ставят крестов". Она им помогала выстоять в сложных жизненных ситуациях. 

Во Владивостоке Солженицын побывал в одной из больниц, Юрий смог попасть на эту встречу. 

– Мы поехали в служебном лифте – в таких обычно перевозят лежачих больных на каталках, и вдруг неожиданно лифт застрял! Свет погас. Я увидел удивление на лице писателя – он уже успел забыть за годы жизни за границей, что у нас нередки такие ситуации... Чтобы подбодрить, я сказал: "Не беспокойтесь, сейчас нам помогут". Вскоре нас действительно вызволили, и мы не опоздали на встречу. 

Юрий вспоминает, что во Владивостоке, когда писатель с семьёй и пресса поселились в гостинице, отключили горячую воду. Там же была съёмочная группа BBC, которая снимала фильм о возвращении Солженицына. Англичане были удивлены тем, что так внезапно отключили горячую воду, а вот супруга писателя не растерялась: нашла тазики, кипятильник и грела воду для Александра Исаевича и сыновей.  

– Я, наблюдая всё это, сказал английским коллегам: "Вот что снимать надо! Как Наталья Дмитриевна самоотверженно воду греет. Это наша действительность, российская..."  

Александр Солженицын. Возвращение на родину. 1994 год, Владивосток.
Юрий Феклистов
Александр Солженицын. Возвращение на родину. 1994 год, Владивосток.

Гайдар залез в канализацию

Яркое впечатление на Юрия произвёл Егор Гайдар. В 95-м году он был уже в отставке, но часто бывал на различных встречах, много общался. Однажды диггеры позвали его в подземное путешествие. Дали каску, большие резиновые сапоги и рабочую одежду.       

Егор Гайдар легко согласился на предложение диггеров прогуляться под землёй в центре Москвы – по руслу реки Неглинной. 1995 год.
Юрий Феклистов
Егор Гайдар легко согласился на предложение диггеров прогуляться под землёй в центре Москвы – по руслу реки Неглинной. 1995 год.

– Всё происходило вблизи гостиницы "Метрополь" – там посреди площади был большой колодец, – вспоминает Юрий. – Егора Тимуровича снарядили, и меня тоже, и мы вместе спустились посмотреть на подземное русло реки Неглинки. Я думал, река протекает в трубе, но оказалось, там жёлоб, по которому она течёт, и тротуары есть по бокам. Мы увидели старую кирпичную арку, хотя и было темно. Ребята подсвечивали фонариками. 

Дошли под землёй практически до ЦУМа и вернулись. Гайдар был в восторге от подземной Москвы и сказал, что экскурсия ему понравилась, он никогда на таких не бывал. 

Мы во время экскурсии непринуждённо беседовали. Я рассказал Егору Тимуровичу, что  читал у Гиляровского о том, что раньше здесь были трупы бездомных и крысы. Гайдар внимательно слушал. Он в тот день был прост в общении – обычно он был закрытым, более сдержанным, а тут запомнился мне улыбающимся. Я смотрел на него и думал: умный человек, умеющий рисковать, принимать решения, много понимающий. 

Теперь, конечно, такие экскурсии запрещены из-за гибели людей, случившейся  несколько лет назад...

Юрий Феклистов.
Предоставлено героем публикации
Юрий Феклистов.