ИНТЕРВЬЮ

Юрий Грымов представил публике спектакль "Пётр I"

Режиссёр в интервью с Metro рассуждает о судьбе петровской России, жестокости, любви и сострадании
Юрий Грымов.
Предоставлено пресс-секретарём Юрия Грымова

Российский режиссёр и художественный руководитель театра "Модерн" Юрий Грымов представил публике спектакль "Пётр I" – первую часть масштабной трилогии "Антихрист и Христос". В новой постановке режиссёр фильмов "Му-Му" и сериала "Казус Кукоцкого" рассуждает о судьбе петровской России, жестокости, любви и сострадании. Metro не пропустило премьеру спектакля и поговорило с Юрием Грымовым.

Юрий, после спектакля "Пётр I" публика выглядела, мягко говоря, ошеломлённой. Кто-то в сердцах сказал: "Это просто треш, секс и угар!» Как относитесь к таким отзывам? 

Это же описание одного из зрителей. Каждый находит слова из собственного опыта, образования и испорченности. Мне трудно комментировать такой отзыв, но время, в котором происходят события спектакля «Пётр I», безусловно, очень жёсткое и противоречивое, так скажем, не очень ароматное с точки зрения запахов, которые окружали людей в 1700 году. Жестокость, кровь, яркие и жёсткие отношения... Не забывайте, что Пётр повесил 300 стрельцов, чьи трупы провисели всю зиму на стенах Кремля. Впечатление, о котором вы спрашиваете, оно одно, а гений театра в том, что каждый видит своё. Значит, вот это увидел зритель. 

Какую реакцию всё-таки хотели бы получить от публики? 

Я никогда не могу прогнозировать реакцию аудитории. Ведь не для этого ставится спектакль, это невозможно. Например, в зрительном зале сидит 18-летняя девушка и в том же зале с ней 60-летняя зрительница. Две разные женщины, которые пришли на один спектакль. Рассчитывать, какие реакции и эмоции у них будут, просто невозможно.   

"Самое страшное, что некоторые люди так и остались на стороне зла".
Юрий Грымов, режиссёр


Вы поставили масштабный исторический спектакль.Что в нём может найти для себя современный зритель?

Мне показалось, что спектакль "Пётр I" сегодня актуален, потому что мы с вами в последнее время видим, как люди перебегают границу добра и зла – от Христа к Антихристу. Самое страшное, что некоторые люди так и остались на стороне зла и уже не замечают, что они работают на него. 

Обратите внимание, что ничего не меняется: события 1700 года легко перекликаются с современностью.  Человек познакомился с Христом, Буддой, Мухаммедом, но ничего не изменилось. Уровень морали остался тот же. Человечество приняло для себя, что жертвоприношение и каннибализм – это ужасно и грех. И всё. А эмоции и чувства остались те же. Тот же градус отношений между женщиной и мужчиной. А так, вокруг ничего не меняется. Поэтому и спектакль "Пётр I"  звучит очень современно, потому что в нём есть отражение сегодняшнего дня.

Как вы считаете, можно ли оправдать Петра I? Кажется, что вы ему даже сочувствуете в спектакле? 

Да, я в спектакле немного ему сострадаю и пытаюсь разобраться в том, что он совершил. Можно ли вообще оправдать жестокость царей, генсеков? Давайте окунемся в историю, ведь роман Алексея Толстого "Пётр I" был написан по заказу Иосифа Сталина, чтобы оправдать все жестокости того времени. Как говорится, благая цель достигается любым способом. Это большая ответственность и грех – принимать решения за судьбы людей так глобально, а Пётр I ломал через колено Россию. К концу жизни говорил, что «люди костюмы голландские надели, а как воровали, так и воруют». Он хотел построить нового человека. То же самое хотели сделать и в СССР – и что-то там у них за 75 лет получилось. Но тоже не дошли до конца. А через что шли? Через смерть, репрессии, кровавое строительство БАМа – это всё очень жёстко. И за этим интересно наблюдать и иметь своё мнение, поэтому в спектакле я сострадаю главному герою, пытаюсь разобраться, почему так случилось, что к концу заслужил Пётр I. Почему он потерял всё? Ведь он потерял жену и сына – убил его собственноручно. 

В итоге он поплатился по полной за свои деяния, но за этот период мы, россияне, изменили полностью культурный код. Да, было много хорошего и интересного, он прорубил "окно в Европу". Но люди, которых он через это окно привёл, качали деньги из страны, использовали казну и ресурсы России для собственных интересов. Скорее всего, Пётр I знал об этом.  

"Пётр I" – первая часть трилогии об Антихристе. Расскажите поподробнее об этом проекте. Кто станет главным героем последующих спектаклей? 

Сейчас я на даче сижу и пишу пьесу для второй части трилогии, которая будет о Леонардо да Винчи. Заключительный спектакль расскажет об Иуде.

В "Петре I" я опирался на трилогию Дмитрия Мережковского, у которого немного подсмотрел Алексей Толстой, автор романа о Пётре I. Только его трилогия называется "Христос и Антихрист", а у меня "Антихрист и Христос". Почему я поставил Христа на второе место? Потому что я уверен, что движение должно идти от темноты к свету, от смрада к свету.

Почему вы решили остаться в театре после успешной карьеры в мире кино?

Мир может разрушиться, но театр останется. Это совершенное и всегда современное искусство. Кино можно украсть, а театр – нет, просто невозможно. В театре самое важное – это зритель. И себестоимость гораздо ниже, которую я могу столбиком посчитать. Билеты недешёвые, но люди идут. Я понимаю, что удовольствие это довольно дорогое, но театр не может стоить дёшево. Я противник этого! Например, в моём спектакле "Война и мир" задействовано 70 человек, а за кулисами ещё 25. Театр – это роскошь, которую вы можете себе позволить. Он не может стоить как билет в кино, это преступление. В "Модерне" живая музыка, роскошный буфет, свет, звук. Не нужно приходить к спектаклю – приходите пораньше, насладитесь театром. Это время, которое вы не теряете, а приобретаете. 

5 главных работ Юрия Грымова

Давайте вспомним самые известные работы режиссёра за последние 30 лет.

"Журнал ТВ Парк", (1996–1999)

Грымов снял около 600 рекламных роликов. Один из самых известных – о еженедельнике "ТВ Парк" с забавным учёным, проводящим безумные опыты с журналом. 

"Зимний сон", (1998)

Звезда Алсу взошла не только благодаря пронзительным песням о любви, но и таким же клипам, которые снял Грымов.


"Му-му" (1998)

Режиссёр не забыл о своём фирменном языке, даже когда ворвался в мир кино с нашумевшей картиной "Му-му" в 1998 году.

"Казус Кукоцкого", (2005)

Сериал был снят по одноимённому роману Людмилы Улицкой, которая выступила как сценарист картины. За эту работу Грымову вручили премию "Ника" в 2006 году.

"Женитьба", (2021)

Режиссёр удивил публику, пригласив певицу Лолиту Милявскую в спектакль "Женитьба": "Без неё я не видел эту постановку".