
– Род Феноменовых – с ударением на третьем слоге – ведёт своё начало из города Дятьково Брянской области, – рассказывает Metro Денис Родченков, заведующий отделом по фондовой работе Наро-Фоминского историко-краеведческого музея. – Один крепостной крестьянин попросил у барина разрешение нарубить деревьев на новую избу. А тот решил подшутить над мужиком и говорит: "Вот тебе готовый кругляк. Только таскай всё на себе, без лошади". Мужичок схватил здоровенное бревно и понёс со двора... Потрясённый помещик в восхищении воскликнул: "Да ты настоящий феномен!" Простодушный силач был прадедом Николая Алексеевича Феноменова.
Николай, родившийся за пять лет до Октябрьской революции, унаследовал от прадеда любовь к настоящему, мужскому труду.
– Работа спорилась у него в руках, – рассказывает краевед. – В экспозиции нашего музея есть выдержка из газеты "Комсомольская правда" 1976 года. Тогда Николай Алексеевич уже был Героем Соцтруда. На вопрос, что бы пожелал молодым рабочим-метростроевцам, он ответил: сохранить тот же жар в сердцах, какой был у нас, когда мы начинали строить московское метро!
Поступив в 1935 году на работу в Метрострой, Николай освоил ремесло электрика, а потом – проходчика, возводил туннели и станции Арбатско-Покровской и Горьковско-Замоскворецкой линий. На досуге тоже был "в тренде": состоял в Осоавиахиме, занимался стрельбой, мотогонками, альпинизмом. Входил в сборную команду акробатов "Локомотива", прыгал с парашютом.
– На занятиях парашютным спортом Николай подружился с коллегой Татьяной Викторовной Фёдоровой, – рассказывает Денис Родченков. – Это были искренние товарищеские отношения, Татьяна потом сыграла важную счастливую роль в судьбе героя.
...На третий день Великой Отечественной Николай наотрез отказался от "железной" метростроевской брони и отбыл на фронт в составе 1-й Московской Пролетарской мотострелковой дивизии. Участвовал в боях на Березине, оборонял Сумы, потом – Наро-Фоминск. Красная армия отступала. Николай, боец сапёрного подразделения, совершил два подвига почти подряд: 7 и 27 ноября подорвал два моста, важных для гитлеровцев.
– К сапёрному делу он подходил предельно ответственно, – отмечает краевед. – В декабре наши войска перешли в контрнаступление. Николай, уже награждённый орденом Красной Звезды, воевал на Вяземском направлении, освобождал Наро-Фоминск и Верею. 28 марта на западном берегу Угры герой выполнял боевое задание. И вдруг группу сапёров накрыл ураганный огонь противника. В шаге от Николая взорвался снаряд. Осколками сильно покалечило руки, лицо... Врачам пришлось бороться за жизнь бойца. Ему сразу удалили один глаз, потом и кисти обеих рук. – Лечение в Ташкенте шло два года.

Всю свою "непоседливость" Николай употребил на то, чтобы встать на ноги – снова занялся акробатикой. Сохранилась грамота: "...товарищу Феноменову за активное участие в художественной самодеятельности". По выходе из госпиталя герой получил трудовую книжку с приговором: "пожизненная, полная, необратимая нетрудоспособность". Мало того, что рабочий мужик уже априори без трудовых рук не мог работать, ему по закону нельзя было ни воевать, ни трудиться...
– Казалось всё, трудовая жизнь кончилась. Но Феноменов оказался из другого теста, – рассказывает историк. – Он решил доказать, что может гораздо больше, чем сажать картошку и слушать пение птичек на даче. "Налёг" на лечебную физкультуру – в поте лица занимался, чтобы его новые руки – без кистей – стали ему послушны. И добился своего! До конца жизни не пользовался протезами: "новыми" руками научился делать всё – писать, корчевать пни и – впоследствии – снова работать. В 1948 году свершилось почти невозможное: Николай Феноменов вернулся в Метрострой.

В возвращении к работе ему помогла – под свою личную ответственность – верная коллега Татьяна Фёдорова, к тому моменту начальник строительно-монтажного управления Метростроя. Поначалу Николай Алексеевич заведовал хозяйством, выдавал инструменты, одновременно выучился на электромеханика, защитив диплом с отличием. Работал электрослесарем, затем начальником участка, затем начальником механических мастерских СМУ-3 Метростроя. Трудился на станках.

В музее есть напильник, которым Николай Алексеевич обрабатывал детали. Рукоятка отёсана так, чтобы он мог держать инструмент в «новых» руках.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Николай Феноменов участвовал в строительстве 14 станций:
"Площадь Революции", "Новослободская", "Комсомольская" (радиальная), "Киевская" Филёвской линии, "Проспект Мира" (радиальная), "Кутузовская", "Текстильщики", "Первомайская", "Щёлковская", "Преображенская", "Каширская", "Октябрьское Поле", "Сходненская", "Ботанический сад".