Как и зачем портили картины великих художников: эксперты оценили инцидент в Лондоне и другие

Metro решило вспомнить яркие случаи вандализма в отношении шедевров, созданных всемирно известными художниками
Как и зачем портили картины великих художников: эксперты оценили инцидент в Лондоне и другие
AFP
Акт вандализма в Лондонской художественной галерее.

"Подсолнухи" в томатном супе

Участницы протестного движения Just Stop Oil, стремящегося решить проблемы с искусственным изменением климата, выплеснули две тарелки томатного супа  из банок Hienz на раму "Подсолнухов" Ван Гога. 

Инцидент  произошёл в Лондонской национальной галерее. Как уточняет Associated Press, вандалисток обвиняют в причинении ущерба... раме, но не картине. Само полотно стоимостью свыше 5 миллиардов рублей не пострадало.

– Людям просто нужно хайпануть, и им не важно как, – сказал Metro художник Борис Танделов. – Понятно, что инцидент с "Подсолнухами" будет резонансным. Кстати, перед  этой картиной всегда собирается много посетителей. Поэтому  не думаю, что  в такой час пик не было охраны. В этой галерее всегда  много смотрителей,  а в тот раз ни одного охранника. Очень странно! 

Картина Ван Гога
Getty Images
Картина Ван Гога

После акта вандализма девушки приклеили себя к стене  и стали кричать, что многие сейчас лишены возможности разогреть суп, в то время как власти "обеспокоены защитой картины”.

– Некоторые вандалы делали подобное и в Лувре, и в Эрмитаже, и на Красной площади. Но на сей раз активистки из Лондона перепутали берега, – отметила в разговоре с  Metro кандидат искусствоведческих наук, член-корреспондент Российской  академии художеств Вера Лагутенкова. 

Подобный случай, действительно, не единственный.

Дотронулись до "Весны"

Схожий инцидент, когда вандалы приклеили руки к защитному стеклу картины, произошёл летом во Флоренции, в галерее Уффици. Итальянские активисты движения Ultima Generazione "пригвоздили" таким образом себя к картине  Сандро Боттичелли “Весна”. Они сделали это в знак протеста и развернули плакат с надписью: "Последнее поколение, никакого газа, никакого угля".  

Таким способом посетители галереи захотели привлечь внимание к проблеме глобального изменения климата. Картина "Весна", к счастью, не пострадала.

Нападения на "Мону Лизу"

В Лувре посетитель в женском  парике измазал тортом стекло, под которым находилась "визитная карточка" Леонардо да Винчи – "Джоконда" ("Мона Лиза").  

Случай нападения на шедевр итальянского художника уже далеко не первый.  В 2009 году одна из посетительниц кинула в картину фарфоровую чашку, приобретённую в магазине музея. А в 1956 году в "Джоконду"  бросили камень. 

– Интерес к "Моне Лизе" во все времена был большой, ничего не изменилось и сейчас. Ей и усы пририсовывали, да и, вообще, как только с ней не обращались. Однажды она даже была похищена! – рассказывает Вера. – Кстати, как раз после этого случая её взяли под тройную защиту. Появилось светоотражающее, пуленепробиваемое и ультрафиолетовое стекло. Но целятся в эту картину всё равно, уж больна она хороша собой и известна. Стёкла-то защищают шедевр, вот только красоту стало труднее разглядеть – на стенках стёкол появляется много бликов.

Защищённая стеклом "Мона Лиза".
Getty Images
Защищённая стеклом "Мона Лиза".

Пришёл с пустыми руками – ушёл с 12 миллионами рублей

В Третьяковской художественной галерее во время выставки работ Архипа Куинджи была похищена картина из собрания Русского музея – "Ай-Петри. Крым". Её стоимость вместе со страховкой составляет 12 миллионов рублей. 

Посетители галереи, а также смотрители, вероятно, были уверены, что картину снял со стены работник Третьяковки, поэтому не придали этому значения.  Работу пейзажиста грабитель завернул в обычную куртку и оставил в подмосковном недострое.  Спустя полдня он был задержан. 

Им оказался 32-летний крымчанин Денис Чуприков. Его задержали в посёлке Заречье Московской области по подозрению в краже. Там же нашли и картину, на которой было несколько повреждений. 

– Мои картины, к счастью,  во время выставок не воровали – всё-таки я не так известна, как другие, но портить – портили, – вспоминает Вера. – На Тверской-Ямской кто-то вырезал на групповом портрете, где было 15 человек, одно из лиц. А на другой выставке, которая проходила на Кузнецком Мосту, о мой московский пейзаж затушили сигарету. Теперь обе эти картины нужно реставрировать...

Горе "Ивана Грозного"

Ранее там же, в Третьяковской галерее, посетитель Игорь Подпорин, используя металлический столбик ограждения, разбил защитное стекло картины Ильи Репина "Иван Грозный и его сын Иван".  

Презентация картины Репина "Иван Грозный и сын его Иван" после реставрации
Сергей Пятаков / @ РИА "Новости"
Презентация картины Репина "Иван Грозный и сын его Иван" после реставрации

Несмотря на сильное повреждение картины, в целом ей повезло. Нетронутыми оказались самые ценные детали – лица и руки изображённых на картине персонажей.

– Работу Ильи Репина ещё в начале ХХ века испортил один из посетителей. С тех пор она подвергалась актам вандализма неоднократно, – говорит Вера. – Вообще, раньше почти каждая такая история была сродни детективной – находились очевидцы вандализма, но отыскать виновника не удавалось. Сейчас это сделать гораздо проще, однако защитить все без исключения картины крайне сложно. Эта защита требует большой работы, например, изменения системы пожарной безопасности. Плюс ко всему необходимо собирать консилиум из 10 экспертов, чтобы оценить ценность картины и объективную необходимость её охраны. Наконец, это просто очень затратно!

Читайте также: