Как Индия стала одним из главных торговых партнёров России

Россия и Индия нарастили товарооборот в 2023 году до рекордных 65 млрд долларов. В результате Москва стала четвёртым крупнейшим торговым партнёром Дели
Как Индия стала одним из главных торговых партнёров России
Copyright (c) 2017 Melnikov Dmitriy/Shutterstock.
Тадж-Махал – мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна. Построен по приказу падишаха империи Великих Моголов Шах Джахана I в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка.

Metro выяснило, на чём основаны торгово-экономические взаимоотношений стран и чего ожидать в будущем.

Сотрудничество Москвы и Дели имеет достаточно долгую историю, рассказала Metro Юлия Коновалова, руководитель программы "Мировая экономика" ИМЭБ РУДН. Дипломатические отношения между СССР и Индией были установлены за несколько месяцев до объявления в республике независимости от Соединённого Королевства в 1947 году.

Сегодня Индия стала единственной страной, характер сотрудничества с которой в рамках Концепции внешней политики России определён как стратегический и привилегированный, и это несмотря на то что доля во взаимной торговле стран является относительно незначительной.

Вплоть до 2022 года характер отношений подтверждался сотрудничеством по линии ВПК, атомной и традиционной энергетики, а также наследием советско-индийских отношений.

– Однако после смены российского торгового вектора Индия стала одним из самых значимых экономических партнёров РФ. За 2023 год поставки продукции из России сильно выросли, – добавил в беседе с Metro Михаил Деревянко, заместитель гендиректора ОЭЗ “Авангард”.

По последним данным Министерства промышленности и торговли Индии, в 2022–2023 гг. в структуре российского экспорта в Индию преобладали уголь, жемчуг, ядерные реакторы и их части, а также оружие и военная техника.

– Индия является главным мировым импортёром оружия в мире – порядка 11% всех мировых поставок. А Россия является её первым поставщиком, даже несмотря на то что нас на этом рынке стала заметно теснить Франция, – объяснил Деревянко.

Однако самая значительная позиция закрепилась за российскими нефтепродуктами, уточнила Коновалова. Объём российского экспорта топливно-энергетических ресурсов в республику за 2023 год составил $38,8 млрд. Для сравнения, в 2022-м эта сумма была в районе $5,2 млрд.

– Рост экспорта по сравнению с 2022 годом произошёл более чем в семь раз, – добавила эксперт.

ЦИТАТА
"В 2023 году Индия стала одним из ведущих покупателей нефти из России. Она заняла второе место после Китая. Доля Индии составила 38% в общем объёме российского экспорта нефти. Для РФ индийский рынок сейчас один из ключевых". Максим Дорофеев, эксперт в области логистики в азиатском регионе
— Максим Дорофеев, эксперт в области логистики в Азиатском регионе

Как рассказал Деревянко, за прошлый год поставки нефти в Индию из России били все рекорды. В некоторые месяцы объём экспорта российского чёрного золота доходил до 42,1% от общего индийского импорта углеводородов. 

– Однако стоит учитывать тот факт, что часть российской нефти уходит дальше на экспорт в Европейский союз, – подчеркнул он.

За 2023 год Индия нарастила поставки нефтепродуктов в Европу до 7,9 млн тонн, увеличив их в 2,5 раза. Это стало возможным благодаря высокому дисконту на российскую нефть, стоимость которой в начале 2023 года достигала до $20 за баррель, что дало возможность индийским компаниям хорошо заработать на её перепродаже.

При этом, по прогнозу Международного знергетического агентства, Индия намерена существенно увеличить потребление нефти к 2030 году. В отчётах МЭА фигурируют цифры до 20%. Это порядка 6,6 млн баррелей в сутки по сравнению с сегодняшними 5,5.

Что экспортирует Россия

Семейная уборка урожая недалеко от Джайпура.
Copyright (c) 2014 Rawpixel.com/Shutterstock.
Семейная уборка урожая недалеко от Джайпура.

В свою очередь, Индия тоже поставляет товары в Россию. В основном это продукция сельскохозяйственного назначения, рассказала Коновалова. Кроме того, продают чай, кофе и рыбные продукты. Ещё в РФ импортируется фармацевтическая продукция, товары химической промышленности, текстиль, железо и сталь, продукция машиностроения и электрооборудование, ядерные реакторы. Их поставки ведутся в рамках совместного проекта Куданкулам по строительству ряда блоков АЭС.

– Но объём импорта из Индии существенно ниже объёмов экспорта в Индию – $4 млрд против $65 млрд, – уточнил Дорофеев.

По его словам, основная сложность в увеличении закупок индийских товаров российскими предпринимателями – слабая развитость каналов экспортных продаж.

ЦИТАТА
"Если провести аналогию, то Индия – это Китай 30–40 лет назад. Представим, что предпринимателю нужно найти производителя в КНР. Он может сделать всё через Интернет: пообщаться с поставщиком, использовать торговую гарантию. Или же он вообще волен обратиться к посредникам, которые найдут поставщика, проведут переговоры, проверят качество товара и всё остальное".
— Максим Дорофеев, эксперт в области логистики в Азиатском регионе

В Индии же нет посредников, продолжил Дорофеев. Есть два сайта TradeIndia.com и IndiaMART.com, которые, по сути, являются доской для объявлений. При этом они неудобные, без дополнительного сервиса.

– Получается, что в Индию нужно ехать самому, чтобы о чём-то договориться. Но ты же не приедешь просто в Мумбаи и не станешь ходить по улицам искать производителей. В итоге предприниматель идёт по более простому и понятному пути – ищет производителя в Китае.

К тому же существует много способов привезти товар из Китая. Перевозчиков продукции из Индии значительно меньше из-за маленького спроса на такие услуги. Срок доставки из Индии намного дольше, чем из КНР.

– Российский малый и средний бизнес проявляет очень незначительный интерес к выходу на индийский рынок, – добавил Деревянко.

Туризм

Женщина в красном сари в Тадж-Махал.
Copyright (c) 2018 SasinTipchai/Shutterstock.
Женщина в красном сари в Тадж-Махал.

Если говорить о туристической отрасли, то она не занимает доминирующее положение в индийском секторе услуг, в отличие от финансовых и услуг в области ИКТ. По словам Коноваловой, поток туристов как в Россию из Индии, так и наоборот, увеличился за последние годы очень незначительно. Это связано с высокой стоимостью на путешествия для индийских граждан из-за невысоких зарплат. Россияне же предпочитают посещать более развитые страны с высоким уровнем обслуживания.

Что будет дальше

Таким образом, учитывая переориентацию российской экономики на восточное направление, Индия может занять место одного из самых значимых торгово-экономических партнёров уже в ближайшее время, считает Деревянко.

– Однако вряд ли в ближайшие 3–5 лет Индия сможет стать тем местом, откуда российский бизнес массово будет везти товары, – заключил Дорофеев. – Большая часть товаров будет доставляться из Китая. Нужно ждать годы, пока не появится вся необходимая инфраструктура.