Как три года коронавирусной пандемии трансформировали глобальную экономику

Metro разбиралось, как три года коронавирусного кошмара повлияли на глобальное хозяйство, как изменилось поведение людей и чем эти турбулентные годы запомнились экономистам
Как три года коронавирусной пандемии трансформировали глобальную экономику
Ivan Kruk/Shutterstock
Один из итогов пандемии – развитие онлайн-торговли.

В декабре исполнилось три года, как в конце 2019 года в Китае на рынке морепродуктов в городе Ухань новой коронавирусной инфекцией заболел "нулевой пациент". В 2020 году мировая экономика просела, по оценкам ООН, почти на 4,5%, а по статистике Международного валютного фонда, в 2021 году она выросла примерно на 6%, то есть совокупная динамика в 1,5% может оцениваться как стагнация.

К настоящему моменту Всемирная организация здравоохранения пандемию не отменяла, и на сегодня от COVID-19 умерло более 6,6 млн человек. Правда, некоторые специалисты считают, что реальная цифра в 3–4 раза больше.

Какие трансформации испытала мировая экономика в годы коронавирусного помутнения?

Во-первых, потрясения испытал глобальный топливно-энергетический комплекс. Как рассказал Metro замдиректора Высшей школы тарифного регулирования РЭУ им. Г. В. Плеханова Иван Капитонов, из-за того, что люди оказались заперты на карантин, а границы закрыты, упал спрос на топливо, как следствие, упало потребление углеводородов, соответственно, упали и цены на нефть.

– Самолётные двигатели потребляют намного больше топлива, чем автомобили, морские перевозки, зависящие от мазута, тоже существенно просели, автомобили, стоящие во дворах, перестали ездить – всё это сказалось на рынке, – говорит Иван Капитонов.

Одной из самых пострадавших отраслей мировой экономики оказался туризм, рассказал Metro эксперт в сфере туризма Сергей Ромашкин.

– Туризм оказался в эпицентре потрясений, в 2020 году падение объёма международных поездок составило 80%, в 2019 году было совершено свыше 1 млрд таких поездок. И этот тренд до сих пор не завершён, потому что китайцы генерировали сотни миллионов поездок, и они до сих пор не открыли свою страну. Азия только начинает размораживаться. В Таиланд поток в 3–5 раз меньше, чем в 2019 году, – сетует собеседник.

Экономист Сергей Хестанов рассказал Metro, что пандемия вызвала слом товарно-логистических и производственных цепочек.

– Но снизилась активность потребителей, поэтому товарного дефицита не наблюдалось, он возник на короткое время. К примеру, в нашей стране это было связано с массовым психозом с гречкой, туалетной бумагой и товарами первой необходимости, – вспоминает экономист.

Но в выигрыше оказалась электронная коммерция, рассказал Metro профессор департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Комаров.

– Пандемия стала драйвером для развития электронной коммерции. Ковид переформатировал деятельность организаций, ранее работавших только в реальном секторе, когда они стали работать через мобильные приложения и на доставку. В среднем сектор интернет-торговли в пандемию рос на 50% в год, – замечает эксперт.

По его словам, в пандемию у людей сформировались новые привычки и изменилось поведение потребителей, которые теперь делают больше заказов онлайн.