Как уйти на пенсию в 35–40 лет и почему это вредно для здоровья

В мире существует движение FIRE, приверженцы которого уходят на покой в 35-40 лет. Metro поговорило с этими людьми
Как уйти на пенсию в 35–40 лет и почему это вредно для здоровья
Shutterstock
Выражение "золотая середина" закрепилось благодаря Леонардо да Винчи. Для нас оно означает золотую середину во всём и напоминает, что не нужно уходить в крайности ни в экономии, ни в потреблении.

В России женщины выходят на пенсию в 60 лет, мужчины – в 65. Кто-то ждёт пенсии с нетерпением, кто-то боится её как огня, а многие мужчины вообще не доживают до пенсии – как мой отец. А сторонники движения FIRE хотят накопить на пенсию уже в 35–40 лет. Для этого они изучают финансовую грамотность, строят долгосрочные цели, отказываются от лишних трат, откладывают от 50 до 75% своих доходов и инвестируют деньги в активы. 

Аббревиатура FIRE расшифровывается как "финансовая независимость и ранняя пенсия". Это движение появилось в США 1990-х годов после публикации книги "Кошелёк или жизнь" идеологов "простой жизни" Джо Домингеса и Вики Робин. Тогда книга о бережливом потреблении и новых ценностях удивила многих и завоевала поклонников по всему миру. 

Концепцию FIRE развили программисты Питер Адени, Брюс Леунг и Джейсон Лонг. В их профессии высокий спрос на молодых специалистов, а технари в возрасте не интересны работодателям. Чтобы обезопасить своё будущее, они выбрали принцип жёсткой экономии в настоящем в пользу финансовой независимости в будущем. И до сих пор наибольшей популярностью это движение пользуется именно среди программистов. 

Цифра
75
процентов своих доходов откладывают на будущее приверженцы движения FIRE.

Идеолог этого движения, канадский программист Питер Адени, ведёт блог под ником Mr. Money Mustache. За счёт строгой экономии он вышел на пенсию уже в 30 лет и до сих пор живёт по правилам FIRE на минимальные расходы. Сейчас ему 47 лет, и в своём блоге он рассказывает, как жить скромно, но не отказывать себе в досуге, а также показывает свою повседневную жизнь: встречи с друзьями, походы и съёмки собственного фильма. 

Среди российских представителей FIRE тоже очень много технарей, которые придерживаются этой идеологии. 

– 1,5 года назад я стал собирать портфель под старость для FIRE, расписал стратегию на 15 лет, – рассказал Metro Вадим Постельгин, генеральный директор образовательной организации "Академия арт-терапии". – Если я через 15 лет хочу тратить на себя 1 млн рублей в месяц, то мне нужен капитал в 150 млн через 15 лет. Каждый год я откладываю часть своих доходов – первый год 10%, второй 20% и так далее по нарастающей. Это меня мотивирует работать так, чтобы доходы каждый год увеличивались вдвое. В этом случае, даже откладывая 50%, я буду иметь деньги на себя, семью и полноценную жизнь. 

Через 15 лет у Вадима будет капитал, на который он сможет достойно жить, а потом и передать своим четверым детям. И если тратить 4% от этого капитала ежегодно, а инвестиционный портфель будет расти на 10–15%, то это неиссякаемый запас. 

– Теперь для меня главное – дисциплина,  – добавляет Вадим. – А ещё – не продавать акции и облигации, а только пополнять свой портфель. 

ЦИТАТА
Ко мне часто обращаются клиенты, которые до 40 лет откладывали жизнь на завтра – не создавали семью, не делали покупки и не путешествовали – ради раннего выхода на пенсию. Одни во всём себе отказывали, а потом вложили деньги не туда и потеряли их. Другие ушли с работы, и их ожидало сильное разочарование и пустота. И это нормально, потому что по закону счастливой жизни ты одновременно и живёшь, и работаешь. И лучшая установка – сколько я буду жить, столько я буду работать.
— Александр Колосов, семейный психолог, сексолог

Андрею удалось выйти на пенсию уже в 45 лет, инвестируя деньги в доходную недвижимость. Благодаря этому он имеет небольшой, но стабильный доход. 

– Ребята из клуба FIRE хотят в 40 лет бросить работу, чтобы дальше продолжать экономить на роскоши, довольствуясь базовыми тратами. Я же люблю роскошь: рестораны, необычные путешествия, новую недвижимость. Но тратить на роскошь хочу "лёгкие деньги" – доходы с активов или инвестиций. Если "лёгких денег" в данный момент нет, живу экономно. А продавать свои часы на работе, чтобы купить жене дорогую сумку, я не готов. 

От него, кстати, ушла жена, которой стало невыносимо жить в условиях тотальной экономии. 

– С того момента, как муж стал придерживаться идеологии FIRE, из нашей жизни ушли все радости, – рассказала она. – Есть строгий бюджет, которого нужно придерживаться. Если не укладываемся в 5000 рублей в неделю на еду, значит, покупаем просроченные продукты. Если друзья спонтанно зовут на выходные съездить в Подмосковье, а у нас это не запланировано в бюджете, мы сидим дома. Если у сына порвалась куртка, ему нужно дождаться дня рождения, чтобы выпросить у папы деньги на новую. То же самое с походом к стоматологу. Не проще ли выйти на работу и жить как все нормальные люди? Во всяком случае я поняла, что дальше так жить невозможно, и сама после небольшого перерыва пошла работать. 

ЦИТАТА
Экономическая система не заинтересована в том, чтобы плодились иждивенцы
— Лариса Буткина, психолог

– В таком подходе есть положительный момент – ты сокращаешь ненужное потребление, – комментирует психолог, кандидат наук Лариса Буткина. – Только нельзя в жизни всё распланировать, всегда есть непредвиденные расходы – на здоровье, помощь близким, покупки детям, прекрасно проведённое время в выходные. И когда экономия доходит до фанатизма – не позволяешь себе медицинские услуги, совместный досуг и держишь всю семью в чёрном теле, это ни к чему хорошему не приведёт. Молодые люди тогда начинают жить как пенсионеры. В результате у них тусклые глаза и ощущение, что жизнь проходит мимо. А мозг приучается к пассивному образу жизни. Это ведёт к раннему Альцгеймеру, Паркинсону и деменции, потому что мозговая функция затухает. 

В молодости у человека идёт энергетический подъём и в идеале он должен воплощать свои творческие идеи и получать высокие гонорары, добавляет эксперт. А если вместо этого он нацелен на экономию, урезание себя и своих близких во всём, считает каждую копеечку, как пенсионеры, на хлебушек и на электричество, то он упускает все возможности в настоящем. 

– Экономическая система не заинтересована в том, чтобы плодились иждивенцы, – добавляет эксперт. – Поэтому и происходят кризисы, дефолты и высокая инфляция. Следовательно, надежда на шикарную жизнь на пенсии – это иллюзия. Поэтому я за разумные инвестиции без отказа от настоящего.