
В столичном районе Орехово-Борисово Южное прогремел уже второй за неделю взрыв. Его жертвами стали два полицейских – 24-летний лейтенант Илья Климанов и 25-летний лейтенант Максим Горбунов. По информации Следственного комитета России, они погибли в ходе проверки подозрительного прохожего, который пытался установить под дно служебной машины неизвестное устройство. Как уточнили в ведомстве, им оказалась бомба, с помощью которой преступник планировал осуществить очередной теракт в этом районе города.
В результате самоподрыва два полицейских и злоумышленник погибли. Двумя днями ранее в 300 метрах от взрыва был взорван генерал-лейтенант Фанил Сарваров. Он скончался от полученных в ходе происшествия травм. По факту его гибели было возбуждено уголовное дело в соответствии с пунктом "е" части 2 статьи 105 УК РФ (убийство, совершённое общеопасным способом) и статьёй 222.1 УК РФ (незаконный оборот взрывчатых веществ). Приоритетной версией следствия является осуществлённая завербованными украинскими спецслужбами россиянами диверсия против представителей власти.
Могут ли полицейские опознать в прохожем диверсанта?
Комментируя Metro произошедшее, президент союза "Офицеры группы "Альфа" Алексей Филатов заявил, что работа органов правопорядка в значительной степени связана с риском для жизни. По его словам, погибшие при взрыве мужчины лишь исполняли свою работу и едва ли смогли бы распознать в подозрительном прохожем диверсанта.
– Чтобы определить диверсанта или террориста, необходимо иметь очень серьёзные познания в психологии таких людей. Подобных специалистов существует не так много, – пояснил он.
Как уточнил Филатов, инструкция профилактики подобных случаев давно известна. Самым главным условием безопасности оперативников в случае задержания подозрительного гражданина является дистанция. Ведь если они подойдут слишком близко, им будет угрожать ударная волна от гипотетического взрыва бомбы.
– В связи с этим представителям правоохранительных органов необходимо с безопасного расстояния скомандовать человеку лечь на землю и не совершать иных действий. Если подозреваемый не подчиняется командам, то необходимо сделать выстрел в воздух и предупредить, что следующий будет уже на поражение, – добавил эксперт.
Как могут обеспечить себе безопасность потенциальные жертвы диверсий?
При этом подобные диверсии достаточно легко предотвратить, ведь у правоохранительных органов есть давно устоявшийся список мест, где чаще всего организуют подобные теракты. Но соблюдение мер обеспечения безопасности оперативников, как сетует Филатов, далеко не всегда можно организовать.
– Чаще всего подвергаются диверсиям выходы из квартир, подъездов, офисов и других строений, где бывает потенциальная жертва. Также подрывы осуществляют по пути следования интересующего диверсантов лица или пытаются подорвать цель в личном или служебном транспорте. Для того чтобы обезопасить себя, лица, которые могут стать жертвами диверсантов, должны по возможности проживать на закрытых территориях, которые находятся под постоянной охраной. Также круглосуточное наблюдение должно быть организовано в отношении транспорта потенциальной цели покушения. Кроме этого, постоянно должны меняться маршруты следования, – подчеркнул собеседник Metro.
По его словам, для организации подобного круглосуточного наблюдения требуется очень много ресурсов, которых иногда нет. И именно это делает подобные операции противника возможными.