Кандинскому – 159 лет: какая работа стала для художника предчувствием трагедии всей страны и его собственной

К 159-летию со дня рождения художника Metro поговорило с искусствоведом Еленой Титаренко о его работе, написанной под влиянием событий 1917 года
Кандинскому – 159 лет: какая работа стала для художника предчувствием трагедии всей страны и его собственной
Некрасов В. / © РИА "Новости"
Художник Василий Васильевич Кандинский (1866-1944). "Смутное". 1917 год. Государственная Третьяковская галерея

16 декабря исполняется 159 лет со дня рождения великого русского живописца и графика, одного из основоположников абстракционизма, художника, открывшего новую эру в живописи, где цвет и форма стали главными героями, Василия Васильевича Кандинского.

Именно он, а не Казимир Малевич, около 1910 года написал первую абстрактную картину. Но у Кандинского не было тяги к геометрии, в его абстракциях часто оставались фрагменты фигур людей, животных и предметов, рассказывает Metro искусствовед Елена Титаренко.

– И как раз в таком ключе, на грани реальной жизни и отрыва от грубой действительности, написана картина "Смутное". Не очень большая, всего лишь 105×134 см, она сильно уступает в размере знаменитой "Композиции 7″, однако считается безусловным шедевром, — отмечает эксперт.

– Картина писалась в 1917 году в Москве, куда художник вернулся после начала Первой Мировой. До неё он почти 15 лет жил в Германии, куда приехал с целью учиться живописи по окончании Московского университета. Кандинский получил диплом юриста по настоянию своей семьи, почтенной и состоятельной, но в возрасте 30 лет решительно порвал с рутиной в стремлении стать художником. И это удалось, причём в Мюнхене он оказался лидером среди искателей нестандартных форм самовыражения и организовал художественное общество "Синий всадник" — группу экспрессионистов. Особенно мощным это новаторское течение стало в период Мировой войны и после неё, но в тот момент творчество Кандинского, с 1914 года жившего в Москве, развивалось автономно, – рассказывает Елена.

1917 год принёс не только перелом в истории, но и новый поворот в жизни Василия Васильевича.

— Даже из названия полотна ясно, что оно создавалось в период тревоги, в обстановке крушения старого мира и неопределённости будущего. Как и в других его работах этого периода — "Сумеречное" и "Серый овал", — здесь возникают формы-монстры, напоминающие образы Босха. Это рыбы и птицы, но не целиком — только фрагменты силуэтов, намёки и переживания страха, отчаяния, надежды, — поясняет искусствовед. — Вся композиция "Смутного", изначально устремлённая по диагонали снизу вверх, будто обваливается в нижний правый угол холста, не набрав сил для взлёта. В этой массе тел — жертв гравитации мы различим фигуры, напоминающие птиц, одна из них словно падает назад. В то время в акварелях Кандинского нередко мелькают птицы, в том числе жар-птицы, наделённые ролью провозвестниц иных миров.

— В верхний правый угол полотна устремляется большая птица с расправленными крыльями, будто указывающая путь. К ней почти вертикально плывёт рыба с чешуйчатым хвостом. А в центре композиции, как бы осенённой парусами, проступают тонкие контуры человеческих фигур, слившихся в объятиях. Жар эмоций подчёркнут красным пятном, и такой же колористический мотив повторён справа у края холста. Эти двое погружены в иррациональный мир зыбких, изменчивых форм и состояний. Вероятно, так отражены личные переживания Кандинского в связи с его недавней женитьбой на Нине Андреевской и ожиданием ребёнка, – предполагает собеседница Metro.

Мрачные эмоции, переполняющие "Смутное", не обманули автора. Рождённый вскоре сын Всеволод не проживет и трёх лет. Художник вместе с женой, снабжённый письмом Анатолия Луначарского, уедет в Германию в творческую командировку и уже не вернётся в Россию. В 1933 году он переедет во Францию, спасаясь от нацистов — гонителей современного искусства. В межвоенный период Кандинский получит всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства. В 1950-х, уже после смерти художника, его работы резко вырастут в цене, жена станет очень богатой. Но в 1980 году Нину найдут убитой в собственном шале "Эсмеральда" в Гштаде — швейцарской деревне при горнолыжном курорте.