Кирилл Серебренников рассказал, как не надо выбирать себе спутников жизни

На кинофестивале "Золотой абрикос" в Ереване показали картину Кирилла Серебренникова "Жена Чайковского", российский прокат которой под вопросом. Metro делится своими впечатлениями
Кирилл Серебренников рассказал, как не надо выбирать себе спутников жизни
кадр из фильма
Алёна Михайлова в роли Антонины Милюковой.

1877 год. Юная Антонина Милюкова (Алёна Михайлова) учится в консерватории по классу фортепиано. Живёт девушка одна,  скромно, и её единственная страсть – Пётр Ильич Чайковский, которого она боготворит и как композитора, и как мужчину. Однажды она решается написать своему кумиру любовное письмо. Чайковский, к её счастью, откликается – приходит в гости. А после второго визита делает девушке предложение руки и сердца. Правда, предупреждает, что брак их будет основан не на страсти, а на уважении и дружбе. 

Эйфория Антонины от замужней жизни длится недолго. Обожаемый Петечка к ней холоден, не позволяет к себе даже прикоснуться, а всё свободное время проводит на вечеринках с друзьями. Героиня надеется завоевать его любовь, но тщетно – спустя несколько недель после свадьбы Чайковский через брата передаёт Антонине бумаги на развод. Шокированная госпожа Чайковская отказывается терять статус и фамилию. Она отчаянно верит, что всё ещё может наладиться, и постепенно превращается в безумицу с одной навязчивой идеей – вернуть мужа. 

Фильм Кирилла Серебренникова в целом тоже похож на навязчивый неприятный сон. С одной стороны, история о том, как гениальный человек ломает себя в угоду обществу, чтобы унять слухи о своей ориентации, и связывается с душной бабой, в итоге высосавшей из него все соки. А с другой, сам Чайковский тут тоже выглядит неприглядно: манерный, самовлюблённый эгоист, не видящий никого, кроме себя и своих желаний, завсегдатай богемных вечеринок, обожающий кутежи и сомнительные компании, женоненавистник и просто слабовольный человек. Антонина ведёт себя, конечно, неадекватно, преследуя супруга, но выглядит не как злодейка, а скорее как человек с психическими отклонениями, чьё состояние брак только усугубил. 

Весь фильм крутится вокруг болезненных страстей, аморальных персонажей, животной похоти, психологического насилия – до откровенного секса с участием автора "Лебединого озера" дело не доходит, но обнажённых мужских тел на экране появляется больше, чем в фильмах для взрослых. 

За чем в фильме действительно интересно наблюдать – так это за игрой Алёны Михайловой, за её трансформациями: из тихой серой мышки в жутковатое существо, похожее на паучиху с паутиной – чёрной вуалью, делающей её лицо похожим на маску, за её странной пластикой и дикими танцами. Кажется, что с момента выхода "Чик" Михайлова успела вырасти в очень сильную актрису, способную в провокационном откровенном кино создать достоверный и очень сложный характер.