Космодром звука: российские гусляры от Пскова до Сахалина решили объединиться

Скоро на гуслях будут играть все – в этом уверены организаторы Первого Всероссийского конкурса "Ристалище гусляров России"
Космодром звука: российские гусляры от Пскова до Сахалина решили объединиться
Илья Питалев / @РИА Новости
Участники ансамбля "Весёлый перезвон" перед началом всероссийского конкурса "Ристалище гусляров России" в рамках VI художественно-промышленной выставки-форума "Уникальная Россия".

В сторону засахаренного циклоном "Фрэнсис" Храма Василия Блаженного брели с встревоженными от мороза лицами арабские туристы, с любопытством смотрящие в глаза встречным московские дамы и подростки в рогатых шапках и сплошь чёрной одежде, точно они собрались на похороны друг друга. В двух шагах от храма в двери Гостиного двора, толкаясь в бока пуховиками, устремлялась толпа. Всё это, казалось, протекало в параллельном мире для стоящих недалеко от входа в торговые ряды высокого старца с белыми, как снегопад за окнами, волосами и его спутницы. Оба были одеты в светлые рубахи с вышивкой, а волосы обоих перехватывало через лоб очелье — повязка из бересты. Гусли в руках у старца так и призывали всех, кто выдержал в гардеробе битву за номерок, немедленно с ним сфотографироваться. 

— Уникальное событие на "Уникальной России"! — оглашал в микрофон окрестности профессионально воодушевлённый ведущий. — Баттл гусляров!! 

Уже в самом названии мероприятия современность сталкивалась с древностью. Кто победит в этой схватке? Привлечённые интригой, посетители активно теснили друг друга на скамейках у сцены, требуя подвинуться. Тот самый старец с гуслями сидел передо мной. От него не отходили фотографы. Но как выяснилось, сидящие слева и справа от меня люди во вполне современной одежде тоже имели к гуслям самое прямое отношение.

Гусляр Любослав неизменно в центре внимания фотографов.
Илья Питалев / @РИА Новости
Гусляр Любослав неизменно в центре внимания фотографов.

— Им вручат дипломы, а потом с гуслями все выйдут на общее фото, — поясняла девушка с длинной тёмной косой сидящим справа от меня маме, папе и мальчику в красной рубашке. Мама достала из сумки гусли из тёмного дерева, передала мальчику и он удалился с ними ближе к сцене.

— Это девятиструнные гусли, а Петя уже играет на шлемовидных 18-струнных, — пояснила мне мама мальчика. — Но они такие большие, что мы с ними никогда в метро не ездили. Так что для фото привезли маленькие.

Слева от меня, через маму с дочкой, разместился парень в джинсах. В руках у него тоже были гусли, размером побольше.

— Это 12-струнные крыловидные гусли, они ближе к народным, — пояснил мне студент РХТУ им. Д. И. Менделеева Артур. — Я из Нижнего Новгорода, окончил музыкальную школу по классу гитары. Гусли меня интересовали давно, я смотрел ролики в интернете. Когда стал учиться в Москве, то начал заниматься в Центре "Гусли", сейчас играю в ансамбле. Гусли чем-то похожи на гитару в том, что вы тоже левой рукой зажимаете аккорды. Но у них другая логика: здесь все ноты уже даны и левой рукой ты глушишь струны, которые не участвуют в игре. Особых ограничений в том, что можно сыграть, у гуслей нет — джаз, правда, не сыграешь. Я пробовал и некоторые рок-песни: Цоя, Imagine Dragons. Звучит, конечно, специфически, но интересно.

Баттл гусляров оказался финальным мероприятием Первого Всероссийского конкурса "Ристалище гусляров России": на сцене раздавали дипломы коллективам и солистам, короткие торжественные речи перемежались выступлениями артистов. 

"Сени новые, кленовые, решётчатые", — запели и заиграли со сцены на гуслях мальчик с девочкой.

Преподаватель даёт последние наставления гуслярам перед исполнением знаменитого "Ах вы, сени, мои сени".
Илья Питалев / @РИА Новости
Преподаватель даёт последние наставления гуслярам перед исполнением знаменитого "Ах вы, сени, мои сени".

— Моя мама тоже умеет играть эту песню, — вдруг сказала девочка слева от меня, приплясывая и не выпуская из рук телефон, на который она снимала выступление. 

— Как — и вы тоже? — округлила я глаза на сжимавшую большой пластиковый пакет женщину, мимо которой я всё время ходила в поисках общения с гуслярами.

— Дочка пошла на фольклорное отделение и на родительском совете меня вдруг осенило, что я тоже могу учиться, — пояснила мне смущённая непосредственностью дочери мама.

Ощущение, что на гуслях играют все, кроме меня, постепенно начинало тревожить всё больше. Мои опасения почти подтвердил председатель жюри конкурса, композитор Владимир Беляев, который рассказал, что на гуслях сегодня играют не только любители, но и профессионалы: высшее образование по классу звончатых гуслей, которые раньше считались чисто народными, начали давать 15 лет назад в Академии музыки имени Гнесиных. 

— В будущем на гуслях заиграют все, — сразил уверенностью Владимир Владимирович.

"Конфуций как-то сказал, что народ, который предпочитает чужую музыку своей, обречён на исчезновение. Тридцать последних лет мы двигались именно в этом направлении: национальным инструментом для нескольких поколений молодёжи и детей стал мобильный телефон с наушниками, в котором они слушают западную музыку. Но национальное искусство уничтожить невозможно: если останется хотя бы одно зерно, оно даст свои всходы и всё возродится вновь. Сегодня вы видите людей, которые несут эти зёрна, и думаю, в будущем на гуслях заиграют все".
Владимир Беляев, композитор, профессор, заслуженный деятель искусств России

На сцене тем временем одни артисты сменяли других, и у каждого в руках были свои, не похожие на другие, гусли: из светлых пород дерева и тёмные, размером с крыло птицы и, кажется, неподъёмные, огромным полукругом. Фольклорный ансамбль "Лебёдия" сменил дуэт на академических гуслях, а ансамбль "Весёлый перезвон" — электронные гусли. Нежный звук гуслей рождался как вышивка: рисунок движений пальцев гусляров по инструменту напоминает работу вышивальщицы или ткачихи. Гусли почти в прямом смысле ткали мелодию. 

— Электронные гусли — это целый космодром звука! — бушевал в микрофон ведущий. — Один щипок струны может запустить эхо древнего храма, голос оркестра или бит из будущего!!

Цифра
более 200
исполнителей на гуслях от Пскова до Сахалина стали участниками Первого Всероссийского конкурса "Ристалище гусляров России".

И хотя сейчас гусли делают в мастерских, некоторые музыканты продолжают изготавливать их самостоятельно — чаще всего из старых роялей или пианино. Так, тульский гусляр Александр Субботин со сценическим псевдонимом Любослав (тот самый старец, с которым все хотели сфотографироваться) когда-то сделал себе гусли из старого рояля "Шрёдер" и из гитариста превратился ещё и в гусляра. 

— Это клён и старое пианино, — показывает мне свои гусли Вика из ансамбля "Гусли-band", участники которого сегодня получили два диплома. — Они трансакустические — вот здесь есть маленький усилитель звука, чтобы они звучали чуть громче.

В рамках баттла случилось ещё два важных события: было объявлено о создании Союза гусляров России и был подписан меморандум о признании гуслей национальным музыкальным инструментом. По словам музыкантов, союз объединит разбросанное сообщество и даст новые возможности для продвижения жанровой музыки в массовую культуру. 

– Но главное, что мы вместе собрались – и академисты, и народники. И даже не подрались, – смеётся Анастасия из "Гусли-band".

Участница музыкального коллектива "Гусли-band" Анастасия.
Илья Питалев / @РИА Новости
Участница музыкального коллектива "Гусли-band" Анастасия.

После того, как 26 экспертов раздали дипломы в 6 номинациях, гусляры продолжали выполнять просьбы всех желающих с ними сфотографироваться. Сложно пройти мимо красивого народного костюма и древнего инструмента, который спустя полутора тысяч лет продолжает очаровывать слушателей и музыкантов. 

— Наверное, мы выбрали гусли потому, что они обладают наиболее глубоким звуком, — задумчиво прислонившись щекой к своему инструменту, рассуждает Михаил из "Гусли-band", тоже бывший гитарист. — Можно было выбрать и балалайку, но всё-таки она больше приближена к современности, а гусли — совсем древний инструмент, и глубина их звучания резонирует с тобой на каком-то интуитивном уровне. У гуслей звук, который попадает чётко в цель — они пробуждают генетическую память: если балалайка кому-то "заходит", а кому-то нет, то гусли нравятся всем. Все сразу говорят: ой, это какая-то сказка...

Пока мы разговариваем, Маруся из того же ансамбля начинает тихо наигрывать на своих десятиструнных крыловидных гуслях. На Марусе кокошник, которым никого сегодня уже не удивишь, кружевное платье, множество жемчужинок окутывает шею, а из-под пальцев, как, действительно, в какой-то сказке, сыпятся такими же переливающимися бусинами звуки. Это был, в самом деле, момент какой-то магии, подлинность которой всегда даётся в виде случайности. Бредущие где-то неподалёку по улицам подростки с рогами на голове и прочий хаос повседневности на какое-то мгновение стали другим миром. И если никого сегодня не удивишь кокошником, то такой же вероятной кажется возможность, что совсем скоро на гуслях будут играть если и не все, то так же часто, как на гитаре.